Советы психолога родителям
Прежде всего, мы — родители, а всё остальное — потом…
Была такая милая и добрая песня во времена, когда еще писали ПЕСНИ, а не тексты к шлягерам. А в ещё более древние времена молодые родители принесли своего первенца к мудрецу и спросили:
— Гуру, хотим спросить совета — как нам лучше воспитывать своего сына?
— А сколько вашему ребёнку?
— Сегодня исполнился ровно год.
— Вы опоздали на один год и девять месяцев…
В моей практике было несколько случаев, когда родители просили совета у психолога. Приводят ребенка 10—12 лет:
— Сергей Владимирович, что с нашим придурком делать?
— А что у нас с придурком?
— Он не читает…
— Неграмотный, что ли?
— Грамотный, в школу ходит, но не любит читать!
— «Сони плэйстэйшн» покупали?
— Да, с пяти лет играет в игры. Сейчас компьютер купили, чтоб развивался…
— Доигрались. У ребенка атрофирован центр речи, он, не освоив устную и письменную коммуникацию, развивал только правое, образное, полушарие мозга. Когда он читает книгу, он не видит за строчками образов, для него это — просто скучная череда печатных знаков. Вы опоздали…
Правда, в отличие от мудрого древнего гуру я, как психолог, даю совет родителям — пусть читает комиксы, покупайте аудиокниги — хотя бы прослушивание грамотной литературной речи отчасти скомпенсирует то, что было упущено в детстве. Хотя лучше не запускать… Будь моя воля — под страхом кастрации родителей я бы запретил до семи лет детям даже приближаться к компьютеру. Пусть сначала освоят речь, научатся писать пером, с нажимом (это совпадает с ритмом сердца и применяется в школе доктора медицинских наук В.Ф. Базарного). А «железяку» он потом быстро освоит. Правда, «моей воли» никогда не случится, а технический прогресс вышел из-под контроля человека. Но прогресс — прогрессом, а вы — родители и всё в ваших силах. Как психолог психологам говорю.
В древнем Риме беременные патрицианки не выходили на улицу, общались только с членами семьи и молодыми красивыми рабынями, слушали красивую музыку и любовались произведениями искусства. В наше время, конечно, будущая мама взаперти не посидит, но выбросить телевизор на время беременности — обязательно. Есть много аудио- и видеодисков с прекрасным содержанием. Во всяком случае, мне не встречалось фактов, чтобы интеллектуал был бы зачат и рождён в доме, где из всех книг — только сберегательные. Несмотря ни на какой прогресс, печатные книги — живые. На них ещё остались на полях дедушкины пометки. Они своей аурой, незримо действуют на ребенка ещё в колыбели, хотя прочтёт он их только через пятнадцать лет. В своё время нарком просвещения Луначарский составил для своего сына список книг, которые нормальный человек должен прочесть до четырнадцати лет. У вас дома уже есть все эти книги? Хотя бы в электронном варианте. И ещё один совет психолога родителям, связанный с историей.
Плохо относятся к старикам те молодые люди, которые в детстве видели, как плохо относятся их родители к своим родителям. Кстати, став сами родителями, они эту «технологию» повторят по отношению к вам. Но мало любить своих стариков и чаще давать общаться малышам с бабушками и дедушками. В проклятые перестроечные времена, наслушавшись бреда по ТВ, иные молодые хамы в автобусах не уступали места старикам, приговаривая: «Постоите, сталинисты! Вы нам страну погубили». Времена прошли, подросло новое поколение, ничего этого не видевшее. Включена программа «Перестройка-2».
Те, кто постарше — узнаёте ту же демагогию и ненависть к своей истории и стране? Не обольщайтесь «комиссией по борьбе с фальсификацией истории». Там сидят такие «борцы», как Сванидзе. Знакомьте детей с историей семьи. Есть же у вас хотя бы фотоальбом с портретами дедов в военной форме? Расскажите им о наших стройотрядах, фестивалях, стройках «КамАЗа» и своей юности. Ведь сванидзы ничего, кроме того, что мы — «страна дерьма» им внушить не сумеют. Да и не захотят, у них — другое задание. И не обольщайтесь, что нынешняя молодёжь не смотрит телевизор. Они видят и понимают, больше, чем мы думаем. Вот только правильно ли понимают? Как психолог психологам говорю.