4 января 2010

Базовые понятия общей психологии

Существует такая философская триада: единичное—особенное—всеобщее. Имеется в виду, что любая сущность в мире может быть описана с этих трех сторон. Говоря «цветок» (вообще цветок — не животное, не минерал) мы имеем в виду всеобщее. Уточнив — «ромашка», мы выделяем особенное. А каждая ромашка — единична, потому на них и гадают, не совпадает ни число лепестков, ни цвет, ни форма.

То же самое с человеком. Каждый из нас — уникален. Все ситуации в отношениях с людьми не повторяются и уникальны как шахматные партии, ониединичны. В то же время в шахматной теории выделяются стандартные позиции, дебюты, гамбиты, партии. Подобное особенное в человеке мы можем наблюдать, обращаясь к психологии поколений, социальных групп, национальным менталитетам и т. п. И еще в шахматах в основе лежат стандартные ходы фигур. Такие же стандарты можно наблюдать в закономерностях развития человека, возрастной психологии, протекании психических процессов — во всеобщем.

Теперь представим себе, что вы не умеете играть в шахматы, но решили научиться. Причем оригинальным образом — вы не стали спрашивать знатока, не стали читать шахматный учебник, а пошли в парк и, молча, не задавая вопросов, стали наблюдать за игрой пенсионеров. Возможно, какое-то смутное понимание правил игры у вас проявится. Или вы попытаетесь найти такой учебник, где записаны все возможные шахматные партии. Не получится — число вариантовбесконечно. Ситуация, конечно, абсурдная. Но именно так, вприглядку, всю жизнь большинство людей формирует так называемый жизненный опыт в отношениях с людьми. К концу жизни он как раз и накапливается. Но вы-то психолог. Вы знаете стандартные ходы психологических шахмат, вы знакомы с дебютами и гамбитами человеческих отношений и на этой основе разыгрываете и изучаете бесконечные жизненные партии, свои и чужие. Вы тоже, как шахматист, делаете домашние заготовки, анализ отложенных партий, ищете решения задач типа «мат в два хода» (мат имеется в виду шахматный). Вот такой «шахматной теорией» и является общая психология. Помните анекдот? Что будет, если в мужское отделение бани, где моется среди прочих профессиональный психолог, случайно войдет обнаженная девушка? Все мужчины будут смотреть на обнаженную девушку, а профессиональный психолог — на реакцию мужчин.

Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Здесь все почти понятно, кроме слова психика («псюхэ» греч. — «душа»).

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Ещё непонятнее? Тогда нарисуйте два пересекающихся круга. В одном напишите отражение, а в другом — регуляция.

Отражение — всеобщее свойство материи (см. философию). Миллионы лет назад динозавра хватил «кондратий» и он упал в жидкую грязь. Тело его отпечаталось, «отразилось», отпечаток окаменел — и теперь мы знаем, как он выглядел. «Отражает» изменение погодных условий дерево, сбрасывая листву. Но есть высшая, психическая форма отражения. В нас хранится и постоянно пополняется образ внешнего мира. Пополняется не только непосредственным чувственным опытом, но и опытом интеллектуальным. Вы видели своими глазамимолекулу? А звезду Бетельгейзе? Но вы же не сомневаетесь в их существовании?

А зачем нам этот внутренний образ? Для регуляции своего поведения в объективном мире. Чтобы сравнивать внутренний образ с наблюдаемыми реальными объектами и уверенно дойти до своего подъезда. Более того, если, приближаясь к подъезду, вы увидите трех стоящих там подозрительных личностей? Психика немедленно сгенерирует вам мысль: «Ой, мне же еще в магазин зайти надо…» А теперь заштрихуйте зону пересечения двух кругов (это и есть психика) и ещё раз перечитайте её определение.

В учебниках психологии описывают такой опыт. Под микроскопом — длинная капля воды. В одном из ее концов — одноклеточная амёба. Рядом с ней кладут кристаллик соли. Он растворяется — и амеба переползает в другой конец капли, где среда безопасна. Казалось бы, амеба отразила внешний мир — иотрегулировала своё поведение, спасла свою жизнь. Значит, у нее есть психика? У одноклеточной? А у дерева, у коровы, у дождевого червя, у обезьяны? Где же граница между психическим и биологической регуляцией?

Эта граница определяется гипотезой Леонтьева—Запорожца. Психическоеначинается там, где регуляция носит нетрофический характер, то есть не определяется только поиском пищи и спасением жизни. Поэтому многие животные, особенно высшие обладают довольно развитой психикой. И наука такая есть — зоопсихология.

Но оговоримся: Леонтьев и Запорожец выдвинули гипотезу, а не истину в последней инстанции. На сегодня мы так проводим грань психического ибиологического. Но ещё предстоит объяснить, например, результаты опытов В.Н. Пушкина, который наблюдал и фиксировал реакцию растения (чувствительным гальванометром, подключенным к листу) на человека, который вчера сломал у него веточку. Или опыт Клева Бакстера: в коробочке сидит живая креветка, а под ней — кипящая вода. Рядом с коробочкой цветок, у которого листочек соединен с самописцем, фиксирующим электропотенциал. Датчик случайных чисел, без участия человека, переворачивает коробочку. Креветка погибает. Момент её гибели фиксирует растение. Уже полвека прошло. Объясняют это пока словом «биополе». А вам предстоит, возможно, выяснить, что и растение по-своему психично, и у планеты Земля есть эмоции — и поправить гипотезу Леонтьева—Запорожца.

Возникает новый вопрос — если психикой обладают многие животные, чем же от них отличается человек? Отличается он сознанием.

Сознание — высший уровень психического отражения, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.

Хозяйка приглашает к своей кошечке ветеринара и жалуется, что кошечка стала вялой, много ест, толстеет. Доктор осматривает животное и успокаивает: все в порядке, обычная беременность, скоро будут котята. Хозяйка возражает, что кошечка совершенно домашняя и на улице не бывает. Откуда беременность? В это время из кухни выходит кот.

—Что же вы мне голову морочите? Вот же кот, у вас дома.

—Доктор, этого не может быть. Это её родной брат…

У животных нет понятий «брат», «сестра», «предок», «потомок». Только мы знаем, что до нас и после нас будут люди. Что жизнь конечна (кстати, для интереса умножьте 365 дней в году на 70 лет активной жизни — узнаете сколько дней длится человеческая жизнь). Вот такое общественно-историческое понимание себя — и есть сознание человека.

Коль скоро есть сознание, должна быть и его (см. философию) диалектическаяантитеза.

Называется она — бессознательное. Состоит оно из четырех ипостасей:

  1. Надсознательное — не поддающийся сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.
  2. Неосознаваемые побудители деятельности. Реклама, телекодирование — это их примеры. Сколько угодно можете убеждать себя, что «рекламу вы не смотрите». Она вас «смотрит». И зубную пасту вы купите именно ту, из телевизора. Кстати, публикации на тему, что нет никакого «25-го кадра» у нас всегда появляются перед очередной имитацией выборов.
  3. Проявление субсенсорного восприятия. «Субмарина» плавает «под морем», а субсенсорное — под обычными каналами восприятия. Ясновидение, телепатия, экстрасенсорика — это только на 80 процентов шарлатанство и бред больных людей. А на остальные двадцать — малоизученные и необъясненные психические явления. Дерзайте. Каждая сегодняшняя научная истина когда-то начиналась как ересь.
  4. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности. От неосознаваемой регуляции написания букв на лекции до «автопилота» человека в сильном подпитии, тем не менее самостоятельно добирающегося домой.

Вот таковы базовые категории психологии, без понимания которых Вы — не совсем психолог. Но я уверен — у вас обязательно получится!