1 июля 2010

«Зебра» как предчувствие

Это давнишняя мысль — жизнь, как зебра, полосатая. Полоса чёрная, полоса белая. Меня недавно поразила мысль Сергея Караганова — председателя Совета по внешней и оборонной политике: «Никогда в истории Россия не была такой сытой и свободной, как сейчас». Как ни парадоксально, но это так. Те, кто застал «горбостройку», должны помнить, что её знаменем была колбаса. Пламенные трибуны вещали о том, что в побеждённой нами Германии в магазинах — сотня сортов колбасы, а у нас — два. Потом был «путч». Мне повезло в те дни быть в Москве. Инсценировка была продумана гениально — если до путча колбаса (без талонов, Москва всё-таки) отпускалась по килограмму в одни руки, то в дни «путча» — без ограничений. Как и другой дефицит: ковры, хрусталь и прочее… Этим и занимались москвичи и гости столицы. Когда наступил пьяный ельциноидный кошмар, погрустневшие пламенные трибуны спрашивали (других аргументов не было): «Вы что, хотите вернуться к советской колбасе по два двадцать?».

И вот настали сравнительно сытые времена. И вновь всплыл вопрос Достоевского (Россия всё-таки): «Дай голодному хлеба. Он поест и скажет: «Ну вот, я насытился — а что дальше?»

Что-то подобное сказал один старый писатель: «Раньше мы жили плохо, но хорошо. А теперь живем хорошо, но плохо». При чём тут зебры? По аналогии: оказывается, мы занимаем первое место по импорту австралийской кенгурятины. Давно мечтал съесть кенгуру. А ещё потому, что читал (сам не видел), что якобы в Германии дорожные «зебры» рисуют не как у нас, наоборот. Нашу «зебру» водитель видит как линии, параллельные его движению, как бы приглашающие проезжать. А для германца их «зебра» — поперёк движения, запрет двигаться.

С появлением на дорогах множества нормальных водителей, у нас тоже стали часто пропускать пешеходов на «зебрах». Но старая привычка в пешеходе сидит. На переход он ступает с опаской, боязливо глядя на приближающуюся машину. Водитель останавливается и пропускает. И тут наш пешеход меняется. Он не просто быстро переходит, освобождая дорогу, а идет медленно, вразвалочку: «Ты тут будешь стоять, пока я иду, типа…». Признаюсь, иногда хулиганю. Не двигаясь с места, резко нажимаю на газ — гордого пешехода, как ветром сдувает.

Вот это и есть модель отношений нашего гражданина и власти. Пока власть летит, как локомотив, плюя на всех и вся, наш гражданин скромно курит на обочине. Но попробуй власть играть в демократию… Все такие раскованные станут! А там опять «затяг» гаек — зебра все-таки.

Но ничего. Не быстро, но научимся. В Эстонии наблюдал сцену. В Старом Городе в Таллине автомобильное движение разрешено. Но проезжают туда лишь те, кто в крепости живёт. Улочки узкие, туристы гуляют. И вот идут по улице, шеренгой, финские туристы. Спокойные такие, раскованные. А за ними крадётся на огромном джипе местный житель. И не крикнул, не бибикнул — пока «тормозные» финны не догадались его пропустить. Тоже неплохая модель. Давайте уважать и замечать друг друга. Как психолог психологам говорю.