4 марта 2011

Заменим «ноль» на букву «D»

Недавно убедился в двух вещах:

1. Мысль — материальна

2. Реальный мир — существует

Мы с коллегой должны были ехать в город Вятские Поляны на конференцию. Договори­лись встретиться на платформе «Компрессор­ный завод». До прихода электрички — десять минут, а коллеги всё нет. Решил позвонить. При этом, стоя на платформе, заме­тил дыру в бетонном настиле. И подумал: если телефон выскользнет — может упасть в эту дыру и даже зрительно представил, как это будет выглядеть. И нет бы мне отойти, но я достаю телефон, набираю номер. Телефон выскальзывает из замёрзших рук и точно по намеченной траектории падает в дыру (мысль — материальна). Снега под платформой — по пояс, электричка на подходе и не ехать нельзя. На помощь пришли женщины-дежурные. Они попросили показать место падения, записали телефон подоспевшей коллеги и пообещали взять лопа­ты и попробовать найти телефон. Мы не успели доехать до Арска, как они позвонили и сообщили, что телефон откопали и оставят его в билетной кассе. Спасибо им (хотя «спасибом» я, естественно, не ограничился, и тоже оставил им по приезду материальную благодарность в кассе). Вот так поступают люди в реальном мире, хотя ТВ и Интернет наперегонки убеждают нас, что люди озло­бились, разобщены и никто никогда не придёт на помощь другому.

Как же всё-таки быстро и незаметно вошли мобильные телефоны в нашу жизнь! Настолько, что в Евросоюзе приняли решение создать единый разъём для всех мобильников, потому что при смене телефонов и аксессуаров к ним образуется 51 тысяча тонн отходов, требующих переработки.

А ещё в Европе прошла выставка IMAGINA-2011, где демонстрировалось буйство компьютерных технологий 3D, в основном для индустрии кино, спорта и развлечений. Этот мир становится богаче реального. Хотя объёмные технологии применяются и для серьёзных вещей — например для технического проектиро­вания.

В инженерных вузах есть такой предмет — начертательная геометрия. Овла­де­ние им помогает составлять и читать чертежи. Хотя для человека с развитым пространственным мышлением проще представить себе пересечение поверх­нос­тей в уме, нежели применять хитроумные правила «начерталки» для его построения на бумаге. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы «троечник» по начертательной геометрии стал бы классным конструктором. Этого предмета студенты всегда боялись. Так же, как в медицинских вузах боятся топогра­фи­чес­кой анатомии, «топочки», где в отличие от общей анатомии надо знать не только название костей, мышц и нервов, но и пространственно представлять их взаимное расположение в каждом органе человека.

И вот теперь — эти мучения в прошлом. Теперь любой может пространст­венно проектировать любые изделия, был бы компьютер и соответствующая программа. Хотя освоить её не просто, да и дорогие они, но прогресс не стоит на месте. Мобильники тоже ещё вчера считались атрибутом только «новых русских».

Можно ещё писать и аранжировать на компьютере музыку, можно публико­вать свои литературные опусы в «сетературе», можно играть в журналиста в «блогосфере». Сбылась мечта Маяковского: «Землю попашет — попишет стихи». Происходит революция, подобная той, вычислительной, что пережило наше поколение в 70-х годах. Тогда на первом курсе мы всё считали на лога­рифмической линейке (нынешние студенты её даже не видели). На третьем считали курсовые на арифмометре «Феликс». На четвертом стали появляться калькуляторы. А на дипломе позволялось издалека ввести исходные данные в машину «Наири-К» и получить распечатку результата. Возможности всей вычис­лительной техники планеты Земля сорок лет назад сегодня умещаются в одном ноутбуке.

Но не будем увлекаться. Великий Ленин как-то сказал, что придёт время, когда на земле останется три профессии — врач, учитель и инженер. Ильич имел в виду, что на эти профессии ВСЕГДА нужно будет долго и серьёзно учиться, даже когда все станут композиторами, художниками и поэтами просто по определению. Пока же не наступило это блаженное время, по-прежнему будут цениться те, кто не просто пользуется, а умеет составлять программы. А для этого он должен хорошо знать и «начерталку», и «топочку», и законы музы­кальной гармонии, равно как и языки программирования…

И всегда должен быть тот, кто умеет НАУЧИТЬ. И кто ни на минуту не забы­вает об одной из главных проблем человечества. Бытовая и промышленная техника обеспечивает нам много свободного времени. Великие умы мечтали о том, чтобы это время человек использовал для занятий науками, искусствами и ремёслами, для творчества и духовного совершенствования.

Пока же большинство людей тратит это время на ерунду, пустые развлече­ния, безудержное потребление и, как следствие, на деградацию. Этак можно докатиться до того, что не очень далёкий одичавший потомок будет тупо смот­реть на компьютер своего прадеда, искренне не понимая, для чего нужна эта непонятная и несъедобная штука…

Пока же мы радуемся случившейся смене знаков. В 30-е годы молодёжь стремилась в небо. В КАИ лётная подготовка входила в программу обучения. Сегодня в числе «30» ноль заменяют на «3D».

Главное, чтобы это вело к развитию человека, а не в комфортабельные пеще­ры новых троглодитов. Как психолог психологам говорю.

Здоровья вам. Психического.