24 ноября 2010

Время собирать паззлы

На днях на сайте Максима Калашникова прочитал на тему того, что нынешние школь­ники ещё знают, что Земля вращается вокруг Солнца, но уже не могут назвать расстояние до светила, до звёзд, объяснить понятие «полярный круг» и смену времён года. Про чудовищную безграмотность в вопросах истории и литературы я уж не говорю. «Про­фурсенки» потихоньку доби­ва­ются своего. В том числе и исклю­че­нием астро­номии из числа школьных предметов.

Решил проверить. Веду факультатив по психологии в двух школах. Как бы невзначай спрашиваю «Напомните — какой радиус у Земли?». При этом — ребята умные, пытливые с горящими глазами. Они не сказали — «не знаем», они стали выдвигать гипотезы: сорок километров, триста километров…

Мне сразу вспомнилась статья профессора Доценко из МГУ, который читал лекции в парижском университете имени Кюри. Ему на контрольной работе французский студент принёс ответ — радиус планеты Земля — шесть милли­метров. Абсурд его не удивил — они не думают, они запоминают и нажимают кнопки — последствия ЕГЭ, который у французов (пионеров этого дела) называется БАК. Радуйтесь, соотечественники, хотя бы в этом мы догнали любимый Запад. Слава профурсенкам!

Как тут не вспомнить Задорнова, который утверждает, что у нынешней молодёжи и «процессор» помощнее, и быстродействие больше, только файлы — пустые. Абсолютно согласен, только добавлю — в этих пустых «файлах» хотя бы нет вирусов. Пока нет, но профурсенки не дремлют…

Вот и мои школьники захотели узнать, каков же радиус Земли. Отвечаю, что 6400 километров. Диаметр, соответственно, — 12800 километров. Если умно­жить на число «пи», получим окружность экватора — 40200 километров. А когда на спидометре вашего будущего «Мерседеса» появится цифра 100000 кило­метров (примерно за четыре года), можно сказать, что вы научились водить машину. Именно столько нужно «намотать», чтобы выработать полные водитель­ские навыки. А это значит, что вы два с половиной раза объехали Землю по экватору. Если, конечно, знаете, что такое экватор…

Мне их мышление напоминает паззл, в котором не хватает очень многих пластинок. И системная картина мира не сложилась. Именно этого и хотят «иные». Давайте им помешаем. Вставляйте недостающие «паззлы» при любой подвернувшейся возможности — будь вы учитель, родитель, учёный или специалист. Не верьте, что ситуация безнадёжна.

Приведу цитату из книги Елены Пустовойтовой «Эвкалипты под снегом»:

«У меня четыре сына, так я на девчат свой особый взгляд имею… печальный… — говорит одна из героинь, сельская учительница. — А если бы в школе не работала и не знала наверняка, что не перевелись ещё у нас хорошие девочки, то встретив очередную голопузую курильщицу, считала бы, что вот и настал конец света, при котором ни семьи, ни верности не жди».

Время собирать «паззлы». Все на борьбу с «иными»!