6 мая 2012

Творческая личность

Следуя избранной нами для семантического анализа логике, следует выяснить, какие особенности делают просто «личность» «творческой личностью», что кардинально меняется в данном понятии. Но очевидно, что само понятие «личность» многоаспектно и сложно. Поэтому начнём с рассмотрения общей структуры личности.

Личность — системное свойство, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, характеризуя его со стороны включённости в общественные отношения.

По К.К. Платонову структура личности может быть представлена системной совокупностью следующих подструктур:

  • Биологически обусловленная подструктура
  • Подструктура направленности
  • Подструктура форм отражения
  • Подструктура социального опыта

Связаны они именно СИСТЕМНО, мы не можем выделить здесь что-то главное, изначальное (подобно древней притче о том, что появилось раньше — курица или яйцо). Даже врождённая, биологическая обусловленная подструктура может измениться под влиянием социального опыта и поведения. В свое время американские исследователи заметили корреляцию: если у человека есть домашний телефон — его жизнь укорачивается на 3-4 года. Из-за ежедневного маленького напряжения от ожидания возможного звонка.

Подструктура направленности

Обращаясь к данной подструктуре с точки зрения творчества, творческой направленности, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой мотивации и потребностей как движущих источников творческой деятельности. Выше мы рассматривали данную проблему в разделе «Творческая деятельность». На личностном уровне можно выделить три уровня потребностей:

  • социальные потребности, которые осознаются как необходимость создания того или иного творческого продукта, реализующего некоторую функцию и удовлетворяюшего (или формирующего) актуальный общественный запрос;
  • внутренние потребности творческой деятельности, возникающие в процессе решения ЗПУТ (например потребность в пополнении наличных знаний для дальнейшего продвижения на пути решения задачи);
  • личностные потребности, определяющие направленные субъекта на творческое, а не репродуктивное решение поставленной задачи;

Следовательно, креативную направленность личности мы можем понимать как совокупность мотивов, выводящих её (личность) на творческий уровень решения ЗПУТ.

Как указывает М.Г. Ярошевский, «область мотивации крайне сложна по своему строению. С целью ориентации в иерархии мотивационных уровней научной деятельности разделим мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Сами термины, может быть, и не очень удачны, поскольку всякий мотив является исходящим от личности, в отличие, скажем, от стимула, который может быть и внешним по отношению к её устремлениям. Тем не менее, несмотря на эти терминологические противопоказания, мы не нашли лучших слов, чтобы обозначить две существенно различные формы мотивации научного творчества».

Поскольку в первой лекции мы убедились в полной аналогии психических процессов научного и гуманитарного творчества, то подобное разделение мотиваций можно распространить достаточно широко. Внутренняя и внешняя мотивация находятся в сложном взаимодействии, и данные термины не должны носить оценочного смысла (например, что внешняя «хуже» внутренней). Очевидно, что мы можем говорить о творчестве лишь тогда, когда объективные общественные потребности интериоризируются и становятся внешними мотивами деятельности. Но именно внутренние мотивы побуждают погрузиться в задачу, сосредоточиться на поиске нетривиальных решений, преодолеть творческую фрустрацию и погрузиться в интуитивные уровни ЦЗ ПМТ. Внутренняя мотивация зарождается в контексте взаимодействия между запросами логики развития социальных, научных, технических процессов и готовностью субъекта эти процессы реализовать или противостоять им, направить в неожиданную сторону.

Х. Хеккаузен трактует мотив как сложную самооценивающуся систему, которая подкрепляется после каждого действия (поступка) и может модифицироваться не только в ходе спонтанного развития, но и при направленном формировании.

Э.С. Чугунова обнаружила взаимосвязь творческой активности инженера со многими факторами, в том числе — мотивационными. В деятельности инженера доминирующее влияние, особенно у мужчин, имеет профессионаоьная ориентация. Существенную роль играет престиж профессии, удовлетворённость трудом, личностный комфорт. Творческая активность взаимосвязана с общим интеллектуальным уровнем личности, отсутствием тревожности.

Профессиональная мотивация бывает трёх типов:

  • ДОМИНАНТНЫЙ тип. Выбор профессии, учебного заведения определяется словами «интерес», «увлечённость», сформированными в достаточно раннем детстве. Притаком типе мотивации творческая активность личности высока. При увеличении трудности творческой работы у женщин быстрее наступает фрустрация
  • СИТУАТИВНЫЙ тип. Выбор профессии осуществляется под давлением обстоятельств, выходящих за пределы профессии (материальная заинтересованность, престиж, место жительства). Творческая активность мала, мотивация на исполнительскую деятельность. Компенсируется общественной активностью, самоутверждением в коллективе.
  • СУГГЕСТИВНЫЙ тип. Выбор профессии часто определяется традициями семьи, принимается как осознанный акт. Подтип — конформистский. Осознаётся подчинённость мнению других люднй.

Сложность и многогранность мотивационной сферы побуждают нас ограничиться наиболее значимымы и надёжно диагностируемыми её компонентами. В контексте психологии творчества таким мотивом является мотив достижения.

Связана с изложенными положениями и адекватная положительная самооценка своих способностей. В этом случае самооценка снижается при неудачах и повышается в случае успеха. Неудача формирует внутренний мотив достижения, заставляющий субъекта искать новые способы решения, овладевать новыми знаниями и умениями. В то же время, неадекватно завышенная самооценка может оказаться стимулирующим фактором: сделать «вопреки», наперекор устоявшимся мнениям. Как говорил А.Эйнштейн: «Все нормальные люди знают, что сделать этого нельзя. Потом приходит самоуверенный дилетант – именно он делает открытие».

Биологически обусловленная подструктура

Она включает типологию нервной системы, возраст, состояние здоровья. Принять считать эти параметры мало влияющими на креативность личности («Творчеству все возрасты покорны»), а великие открытия или произведения искусства создавали и глубоко больные люди. Вместе с тем можно предположить, и найти подтверждение в фактах, что наибольшее число открытий, творческих озарений и изобретений принадлежит интровертам. Экстраверты в большей степени выступают систематизаторами, координаторами творческих усилий. По этому поводу хорошо заметил создатель теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер (Генрих Альтов): «День слишком конкретен. Днём удобнее наблюдать, экспериментировать, вычислять. Ночью – искать общие закономерности, делать выводы… Днём вы ясно видите множество окружающих нас предметов, взгляд не проникает вдаль, кругозор, в сущности, ограничен несколькими десятками метров. Ночью иначе: темнота скрывает всё обыденное, привычное, и взгляд беспрепятственно устремляется вперёд. Горизонт теряет резкие очертания, уходит в глубь бездонного неба. И уже не стены комнаты, не фасады двух – трёх ближайших зданий, а само звёздное небо становится границей вашего мира».

Наблюдается также явление, когда люди «творческих», а вернее сказать — публичных профессий (актёры, художники, музыкаты) меняют свой врождённый тип высшей нервной деятельности (слабый, интровертированный) на приобретённый ТЕМПЕРАМЕНТ экстравертированного типа.

Подструктура социального опыта

В данную структуру включены знания, умения, навыки, компетенции человека, интериоризированный опыт творческой деятельности человека. Несомненно, это необходимые элементы творческой личности. Отметим, что знания, умения, навыки — не только условие, но и диалектически обусловленный результат творчества. В этом смысле любые знания, умения и навыки личности — творческие. Социальный опыт человечества, усваиваемый индивидуумом, с одной стороны повышает его творческий потенциал, а с другой — усвоенный не системно, а в виде бесконечного набора фактов и истин (вспомним ЕГЭ), становится препятствием, «зашоривает» мышление, направляя его в конвергентный «туннель».

Вместе с тем, интересно рассмотреть некоторые поколенческие, всеобщие особенности поведения, мышления, креативности, установленные американскими исследователями Хоувом и Штраусом (1991 г.) и подтверждённые исследованиями отечественных антропологов и психологов (В. Чумаков, 2008 г.):

Теория поколений

Психолого-педагогический анализ студентов КАИ-2010