Скользкие грани толерантности
«Сначала вас игнорируют, потом смеются над вами, потом борются с вами, а потом вы побеждаете»
—Махатма Ганди.
«Этак скоро нам фестиваль переименовывать придётся, — говорили мне коллеги в селе Русское Никольское в Татарстане на традиционном празднике «Каравон», — на фестивале русского фольклора выступило целых четыре мордовских ансамбля». Действительно, кроме именитых уже «Умарины» из Тетюшского района, «Эрзянки» из Бугульмы и «Моро» из Набережных Челнов на фестивале дебютировала вокальная группа «Кудоатя» из Казани. Впрочем, дебютировала она на «Каравоне», а до этого были успешные выступления на фестивале мордвы третьего апреля в Казани и на празднике «Тысяча дней до Олимпиады в Сочи». Там казанские мордовки так «зажигали», что подобный «олимпийский» фестиваль на базе Казанского технического университета имени Туполева организаторы решили сделать ежегодным. А то, что на фестивале русского фольклора выступает мордва и очень тепло принимается — говорит о настоящем, не показном взаимопроникновении культур и не декларируемой, а глубинной дружбе народов — понятии, над которым в последнее время принято, скорее, иронизировать. Но…
«Сколько вы не проводите фестивалей, концертов — ничего они не гармонизируют…» — это слова из доклада казанского профессора, политолога Наиля Мухарямова, с которым он выступил на совместном заседании Общественной Палаты Республики Татарстан и Ассамблеи Народов Татарстана. Целью заседания было — выработать комплексный план совместных действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан. Нельзя сказать, чтобы эти отношения вызывали в республике какую-то особую тревогу. Скорее, наоборот. Как верно отметил докладчик, «на Татарстан все смотрят», и опыт наш по самым разным политическим и экономическим аспектам позволил многим регионам выбраться с честью из недавней непростой ситуации. Но лучше смотреть вперёд и думать о будущем. Само заседание было отчасти «дежурным» и «организованным». И хотя ведущий традиционно просил «не заниматься самоотчётами», без них не обошлось. Тем ярче прозвучал доклад профессора Мухарямова, ряд тезисов из которого представляет интерес для всех, в том числе и для финно-угорской общины. В частности, он обратил внимание на невнятность многих терминов, которыми оперирует в национальной политике язык политических деклараций. Например, слово «толерантность» пришло из наркологии и означает «привыкание организма к ядам». В каком смысле оно употребляется в межнациональных отношениях? Что такое вообще «межнациональные отношения»? Если два коллеги — татарин и еврей идут по улице и обсуждают проблемы своей кафедры — это межнациональные отношения? Может быть правильнее говорить — «этнокультурная ситуация», а термин «отношения» употреблять для взаимодействия государственных органов и руководителей НКА? И вообще правильнее говорить не о «гармонизации», а об «управлении этнокультурным многообразием в обществе». Тем более, что корректно не определено лицо субъекта национальной политики. Кто это: государственные органы, экспертное сообщество или представители общественности? Если последние — то кто их уполномочил, как, с каким мандатом? Отметил докладчик и нехватку независимых социологических данных, особенно в сфере изучения национальных языков.
Эти мысли поддержал начальник Управления внутренней политики Аппарата Президента РТ Александр Терентьев. Действительно, в сфере национальной политики есть много не устоявшихся в научном мире понятий. Потому и не принимались на высшем уровне многие документы, чтобы не плодить скороспелые, противоречивые законодательные акты. Сначала надо провести широкую дискуссию, согласовать взгляды учёных, разных ветвей власти и практиков. И хотя дискуссии на заседании не получилось, интересные предложения прозвучали. В частности, прозвучал пример еврейской школы в Казани. Там организовали такое качество обучения по всем наукам, что туда потянулись всеми правдами и неправдами «устроить» своих детей родители самых разных национальностей. Если каждый народ организует несколько таких «очагов», то и проблема освоения детьми родного языка будет решаться гораздо эффективнее, чем простым введением «часов» и борьбой за содержание стандартов. Вот, правда, на какие деньги? Впрочем, Минэкономики показал частичную возможность софинансирования социально-ориентированных общественных организаций: сумма грантов в бюджете республики увеличена с трёх до пяти миллионов рублей. Одним словом, надо нам всем, на межведомственном и общественном уровне искать и находить возможности и решения. И разобраться, наконец, с основными терминами национальной политики. Ведь ещё Конфуций учил: «Если имена неправильны — суждения несоответственны. Если суждения несоответственны — дела не исполняются».
Заседание проходило в зале, где голосуют депутаты Госсовета Татарстана. И хотя система была отключена, уходя, я нажал кнопку «за».