22 декабря 2016

Сказка — ложь?

Второго декабря 2016 года в Доме Дружбы Народов состоялась презентация книги «Сказки народов Татарстана». Я туда внёс мордовскую сказку про портного, чёрта и Виряву (Богиню леса). Сказка довольно страшноватая.

На презентации мне предоставили слово. Похвалив идею издания, и то, что каждая сказка в сборнике переведена ещё и на татарский язык, я высказал несколько тезисов о роли сказки в детской психологии:

1. Лично я научился читать по сказкам Пушкина. Мне их читали вслух, я следил за пальцем бабушки по строчкам и выучил сказки наизусть. Потом сам водил пальцем и воспроизводил текст. Была иллюзия, что «читаю». С тех пор я мало знаю правил русского языка, проверочных слов – я просто ЗНАЮ, как пишется то, или иное слово. Любая ошибка или опечатка «режет глаз». «Методика врождённой грамотности» называется.

2. А.С. Пушкин по родному языку был «французом». Дворянин всё-таки. Позже бабушка Ганнибалл научила его русскому языку. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт. И тут мы вспоминаем Арину Родионовну, которая была не русской, а ижоркой – представителем финно-угорского племени. И образы типа кота учёного на златой цепи – финно-угорские.

3. Есть сказки народные. Они нами впитаны с младых ногтей. Иногда даю первокурсникам такое задание. Когда-то нарком просвещения А.В. Луначарский составил для своего сына список из 140 книг, которые нормальный человек должен прочитать до 14 лет. Поскольку столько книг вы даже в руках не держали, назовите хотя бы 15 книг, которые вы порекомендуете своим детям. Все начинают с «Курочки Рябы». Парадоксальная сказка. Курочка-мутант снесла золотое яичко. Дед бил – не разбил, баба била – не разбила. Мышка хвостиком махнула, добилась результата – а дед и баба плачут. Вот в этом вся наша психология, то, что Тютчев сформулировал как «Умом Россию не понять». Правда, есть оригинальный текст «Курочки Рябы»:

Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестр?, востр?, костян?, мудрен?, — Посадила яичко в осиновое дупёлко, В кут — под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, Вереи — хохотать, Курицы летать, Ворота скрипеть, Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит: Дед не плачь, бабка не рыдай, Куры не летайте, Ворота не скрипите, сор под порогом Не закуривайся, Тын не рассыпайся, Верх на избе не шатайся — Снесу вам еще яичко: Пестр?, востр?, костян?, мудрен?, Яичко не простое — золотое. (Кут — ларь, в котором зимой держали кур. Вереи — столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились — выпятились, выгнулись. Тын — забор, частокол.)

Мало добавляет логики и понимания, но всё-таки…

И, наконец, сказки «абсолютно народные» — детские страшилки. Отбой в пионерском лагере, выключается свет — и начинается: «В чёрно-чёрном городе жила Страшная рука…». И ведь страшно становилось, чёрт подери! И зачем это всё? А просто детская психика обычно не сталкивается с большими неприятностями, трагедиями, горем. А в предстоящей жизни они — будут. И вот такое «щекотание нервов», а вернее сказать — тренировка нервной системы — формирует готовность детей к будущим жизненным потрясениям.

И вот совпало, что именно в эти дни ушёл Фидель. Человек-легенда. Рождённый, чтоб сказку сделать былью. И сделавший. Хотя бы в пределах Кубы. И переживший одиннадцать американских президентов. Фидель был последним. Он ушёл к Сталину, Че Геваре, Уго Чавесу, Сальвадору Альенде, Муамару Каддафи… Двадцатый век окончательно ушёл от нас. А мне по этому поводу очень понравился нижеследующий текст.

Не будет у нас нового Фиделя, и нового Моторолы тоже не будет. Давай уже как-нибудь сами выбираться. Да, вот прямо с тебя начиная. Прямо сегодня. Не то чтобы эпоха кончилась. Она вообще давно уже кончилась. Просто у нас оставались от неё дорогие символы, люди-знамёна, старшие наставники, показавшие нам однажды, как надо. Это как тебе сорок лет, у тебя ипотека и двое детей, а ты приезжаешь к родителям, и снова маленький и доверяешь миру безоговорочно. Так работает. Родители постепенно уходят за дальнюю область, за солнечный плёс. Люди-символы тоже уходят. Про смерть Кастро сообщали уже несколько раз, каждый раз выяснялось, что ошиблись. Сейчас – нет ошибки. Очень радуются те, для кого невыносима мысль, что можно восстать против белого господина; ну да, ну да, те самые, которые три года назад на майдане скакали; так вот смотрите, дети, чем отличается революционер от кастрюлеголового. Кастро отошел от власти еще в 2008 году, сейчас ему было девяносто лет. Он уже не управлял, но он оставался с нами, и от этого было немного теплее. Ещё вчера — на девяностом году жизни тоже умер Иван Микоян, в Москве. Разработчик Мига-29; это, таким образом, тоже человек-эпоха, основательно повлиявший на разметку геополитической карты мира, только оставшийся за кадром. Ровесник Фиделя. Уходит она от нас, наша история. Становится тем, чем ей и положено быть – воспоминаниями, легендой. А мы живые. Сидим тут, разинув рот, плачем, потому что от нас совсем уходит наш двадцатый век. Но мы-то взрослые уже. Эй. Фидель, между прочим, нормально всё сделал. Он прожил великолепную жизнь, многое реализовал и хорошо, достойно ушел. А ты чего добился? Чувак, ты не ребёнок. И двадцать первый век тоже не ребёнок, уже шестнадцать лет как начался. Мы проводили наши легенды. Мы поплакали. Дальше что? Нет, я понимаю, что в 2014 мы начали. Начали хорошо. Дальше что? Да, родители тебя бросили, и символы свободы похоронены, стали легендой. Очень больно прямо сейчас. Я тоже плачу. Дальше что? Не будет у нас нового Фиделя, и нового Моторолы тоже не будет. Давай уже как-нибудь сами выбираться. Да, вот прямо с тебя начиная. Прямо сегодня. Хорошее время. Символы свободы ушли. Революционеры умирают. Мир остаётся в наших руках.

Анна Долгарева

http://politikus.ru/articles/87061-na-smert-xx-veka-mir-ostaetsya-v-nashih-rukah.html