21 сентября 2010

Психолого-педагогический анализ студентов КАИ — 2010

Системообразующее звено педагогической системы вуза — студент. Под его изменения и должны подстраиваться элементы системы (это не означает «упрощаться» и «примитивизироваться»). Необходимая процедура при этом — как модно сейчас говорить — мониторинг психологии и мотивации студенчества. Сегодня также модны жалобы на то, что качество поступающего контингента падает. Наряду с вековым смыслом — «молодежь пошла не та», в этом мнении наблюдается отголосок каких-то явных изменений в ценностях и мотивации студентов нынешнего поколения. В связи с проектом создания инженерно-предпринимательского центра взамен прекративших свою работу СКБ, возникла необходимость оценить мотивацию и готовность студентов КГТУ-КАИ работать в проектах данного центра. С этой целью был проведен опрос около 200 студентов ИНЖЕНЕРНЫХ факультетов КАИ. Был разработан психолого-педагогический опросник, обработка которого позволила сделать следующие основные выводы.

1. Опрошенные студенты критично относятся к разговорам о «модернизациях» и «инновациях», считают их очередной говорильней либо способом «распила» бюджета. Вместе с тем, они согласны, что инновационный путь — единственный выход для России, и надеются осуществить его силами своего поколения, когда «подрастут».

2. По тесту Рокича у студентов преобладают традиционные жизненные ценности: здоровье, счастливая семья, материальная обеспеченность и хорошие друзья. Вместе с тем, они отрицают такие ценности как равенство, общественное признание, удовольствия и творчество. Налицо противоречие: при готовности к инновационной деятельности, у студентов творчество не котируется. Это говорит о поверхностном восприятии смысла инноваций, что, впрочем, характерно и для официальной пропаганды.

3. В профессиональной деятельности студенты инженерных факультетов ценят стабильность, деньги, престиж и профессиональное мастерство. Об этом же говорит и то, что при возможной работе в инженерно-предпринимательском центре опрошенные предпочли бы иметь стабильный ежемесячный оклад или (в меньшей степени) — гарантированную оплату за проект, аккорд при его окончании. Готовы рисковать, вложиться трудом или интеллектом при неочевидном результате не более 8% опрошенных.

4. Данный вывод подтверждается и тем, что среди студентов инженерных факультетов по типу мотивации ярко выражены следующие типы: целеустремленные лидеры — 6%, консерваторы — 10%, творческие люди — 10%, а общительные «тусовщики» — 24%. Сумма не равна 100%, т.к. учитывались только ярко проявленные типы. Остальные — крепкие «середнячки» с исполнительской психологией. В принципе, это совпадает с психологией поколения «игрек» по Хоуву и Штраусу, к которому и относятся нынешние студенты. К ним, соответственно, и должны применяться соответствующие методы удержания и мотивации (см. ниже).

5. Не подтверждается мнение, что все студенты поголовно где-то подрабатывают. Совмещают учебу с работой (или наоборот) примерно половина студентов. Большинство из них начинает подрабатывать с третьего курса.

6. Оптимальную часовую оплату в центре при четырехчасовом рабочем дне студенты называют на уровне двухсот рублей. При этом в инженерно — предпринимательском центре 20% предпочли бы работу конструктора, 12% — программиста, 11% — исполнительскую работу, 6% — координатора группы (совпадает с числом вышеотмеченных лидеров), 9% — контакты с бизнесом, продажи, 12% — экономический анализ, маркетинг, 7%-технолога, 7% — организатора производства, 7% — реклама, пиар.

7. По отношению к учебному процессу выяснилось, что абсолютное большинство считает выбор профессии, специальности своим личным выбором. Около пяти — семи лет назад картина была противоположной. Примерно поровну распределяются студенты, которым по их мнению хватает или не хватает времени для самостоятельной работы (СРС). При этом студенты-технари «скачивают» из Интернета в среднем 25% заданий, в основном — рефераты по общественным наукам. Это, скорее, упрек преподавателям — гуманитариям, для которых до сих пор реферат — вершина дидактической мысли.

8. Интересно, что студенты (в среднем) считают сложившееся в КАИ соотношение теоретической и практической подготовки вполне оптимальным, хотя есть стереотип, что студенты считают себя перегруженными теорией и недополучают прикладных навыков.

На базе изложенного можно сделать следующие рекомендации:

1. Применяя концепцию Хоува и Штрауса к поколению «игрек», следует осуществлять в центре следующие технологии:

1.1. Удержание «игреков» — брендирование, хай-тэк на рабочем месте, гибкий график, оплата сразу за результат, переход от монотонии к экстриму, демократичные отношения, командная работа, стартовые возможности с перспективой, свободный стиль одежды.

1.2. Мотивация «игреков» — инновационные проекты, нестандартные задачи, бонусы за креатив, льготы, мобильник от фирмы, коллектив — вторая тусовка, похвала, публикации в Интернете, стажировка, наставничество, личностный рост, саморазвитие.

Данные подходы могут быть применены и для поиска современных технологий учебного процесса, не сводящихся как к пресловутой «компьютеризации», так и замшелым «рефератам». Не следует забывать и о том, что данная картина характерна для 2010 года, студентов поколения «игрек». Картина будет меняться, её нужно отслеживать («мониторить»). О содержании концепции Хоува и Штрауса подробнее — в лекции «Теория поколений». Хотя эту концепцию, как и любые другие, следует понимать как некое ВСЕОБЩЕЕ, которое не исключает ОСОБЕННОГО и ЕДИНИЧНОГО.

И ещё одно дополнение. Есть кибернетический принцип: при столкновении двух систем побеждает та, структура которой более сложна. Сегодня система «ВЛАСТЬ» в своих интересах стремится упростить и архаизировать систему «ОБЩЕСТВО» (так проще держать его в узде и грабить). Один из главных ударов наносится по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. Мы не вправе поддаваться «иным», мы не имеем права упрощать свою систему. Платить «иные» за это не будут. Но мы — справимся. Просто усвойте установку: студенты ни плохие, ни хорошие — они другие (не путать с «иными»). Вы еще плохих студентов не видели — это были «убитые» дети перестройки — 1988 год. Почитайте об этом в «Педагогической ереси».

А нынешние студенты — добудут победу! Истинно говорю вам. Как психолог психологам…