Прощай, двадцатый век
История двадцатого столетия завершается. Настоящим воином ушёл полковник Каддафи. Остался один Фидель на Кубе. Нет больше Рузвельтов, Черчиллей, Сталиных и де Голлей. В мире мутят воду суетливые карлики, злобные крошки Цахесы XXI века: саркози, берлускончики и прочие айфончики. Но мутят они её очень «круто», собираясь сделать столетие не менее кровавым и более трагическим. Очень многие растерялись, разочаровались, опустили руки и страшно интересуются «важнейшим» вопросом — за кого голосовать на «выборах»?
Меж тем история творится не только крошками Цахесами. Ежедневно и ежечасно многое зависит от нас. Хотя бы сопротивляться энтропии, не плыть по течению. А ещё лучше — влияя на молодёжь. И действовать нужно хладнокровно и понимая суть событий.
Недавно у нас в КАИ на ректорате обсуждались два близких вопроса: о состоянии воспитательной работы в университете и о работе редакции газеты «Крылья». В обсуждении прозвучала искренняя озабоченность негативными явлениями в студенческой среде. Но и рецепты, если предлагались, то давно устаревшие. Крошки Цахесы хорошо «потоптались» и по России, добившись многого в разложении молодёжи. И важно понимать, что же с нею творится. Иначе мы будем видеть корень проблемы в том, чтобы, например, переименовать управление ВНЕУЧЕБНОЙ работы в управление ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ работы. Я, в своё время, будучи начальником УВР, предлагал именовать его управлением СОЦИАЛЬНОЙ работы. И вот почему.
Как специалист, я не мог на ректорате не отметить, что происходит путаница понятий. Процесс воспитания, как процесс формирования базовых ценностей, нравственных качеств, передачи общественного опыта у человека заканчивается к четырнадцати годам. Мы в этом возрасте вступали в комсомол. Кончалось детство, начиналась юность. И вот тут (и в вузе тем более) — ключевым становится процесс СОЦИАЛИЗАЦИИ — освоение различных социальных ролей, отработка поведенческих правил и технологий в коллективе, умение сотрудничать и соотносить личное и общественное. Более того — слово «воспитание» по отношению к себе студент интуитивно воспринимает как оскорбительное — ведь он уже взрослый. А пресса очень часто семнадцатилетних «лбов» называет «подростками». А педагоги с развитой профессиональной деформацией называют студентов «детьми».
Да, задержка социального и даже умственного развития у нынешней молодёжи наблюдается. Здесь виновато и социальное влияние, и бездарность государственной власти и, как ни странно — плохая экология (действует на мозг). Но истинные причины негативного поведения молодых людей лежат ещё глубже — в пластах российской истории. Ярославский экономист А. Прохоров (не путать с куршавельским придурком) в своей концепции «Русская модель управления» обосновывает мысль: в России всегда доминировало мобилизационное управление, основанное на громадности наших человеческих и материальных ресурсов. Например, в 1941 году, когда страна готовилась к войне, строила укрепрайоны и мобилизовывала армию, мы потерпели сокрушительное поражение. А вот вариант эвакуации промышленности на восток не предусматривался. Но это сделали, быстро и «на ходу». Настоящее «русское чудо». То есть в России всегда доминирует то лицо, или социальная группа, которая обладает мобилизационными ресурсами и возможностями их распределять, будь это царь, КПСС или «комиссары в пыльных шлемах». И в эту среду стараются попасть или хотя бы подражать поведению членов этой «элиты», особенно молодёжь.
В «лихие девяностые», когда на месте нынешних студентов были их родители, когда погубили государство, разложили армию, и когда стали перерождаться спецслужбы, роль такой «элиты» — распределителя ресурсов, взяли на себя «братки-бандюганы». И нормальная молодёжь стала копировать их поведение и ценности, быстро становясь «ненормальной».
Для членов уголовной среды девушка — это не что-то небесное, светлое, к чьим ногам надо приносить цветы, ухаживать и покорять её сердце. Женщина — не человек, это «маруха», «чмара», «подстилка». Об её голову можно тушить «бычки», а разговаривать матом — в порядке вещей. Это копировали родители нынешних студентов, а они уже восприняли как норму, впитав с детсадовской манной кашей. Потом они в школе приносили денежки «гопоте» для «грева пацанов на зоне», потом поступили к нам. Они даже не понимают первопричины своего поведения, хотя прекрасно теоретически знают требуемые нормы и правила. Вот их и корячит. Не все, конечно, больны. В самой быдлообразующей атмосфере всегда были и будут молодые люди, стоящие вертикально, а не на четвереньках. Им и управлять в этом мире (не путать с «править», правит часто быдло, нацепившее галстук). А атмосфера по-прежнему быдлообразующая. Коррупция, пропитавшая все поры государства, тлетворное TV о «гламурных» и «успешных», бытовое скотство, разрушение системы образования.
А мы им «крылышки подрежем». Нас — много, и за нами — Правда. Если преподаватели не будут равнодушны, если каждый на своём месте сделает хоть немного больше, «чем положено». В теории систем Нобелевского лауреата Ильи Пригожина так и постулируется: открытая система в нестабильном состоянии поддаётся только слабым воздействиям. Главное, чтобы они шли по единому вектору.
Мы всё равно победим. А для этого надо помнить, что мы родились не вчера и не двадцать лет назад, как однажды «пукнул в лужу» Айфончик. Мы ещё из Византии идём. И надо учесть её трагические ошибки.