Профессиография
При отборе новых сотрудников становится ведущей проблема соответствия требований профессии и профессиональных и личностных качеств кандидата. Примерно как в старом шпионском фильме: разрывают пополам открытку, и если при встрече половинки сходятся — значит, наш человек. Конечно, в реальности такого идеального совпадения человека и требований профессии никогда не получается. Тогда следует определить возможность развития необходимых качеств в процессе обучения или работы. Расплодившиеся современные «работодатели» такие вопросы решают «на глазок». Им, собственно, мало интересно, чем дилер отличается от брокера, а клерк от секретутки. Профессионалы же (не работодатели, а психологи или сотрудники службы персонала) составляют профессиограмму со следующей структурой:
1. Общие сведения
1.1. Наименование и назначение профессии (по Единому тарифно-квалификационному справочнику)
1.2. Характеристика рабочего места;
1.3. Общая и специальная подготовка специалиста;
1.4. Основные функциональные обязанности;
1.5. Основные критерии эффективности деятельности.
2. Содержание деятельности
2.1. Описание и анализ основных операций;
2.2. Основные задачи, решаемые специалистом;
2.3. Особенности приёма информации;
2.4. Особенности обработки информации и принятия решений;
2.5. Структура исполнительных действий;
2.6. Анализ ошибок в деятельности специалиста;
2.7. Соотношение загруженности различных психических функций (внимание, память, речь и т. п.).
3. Условия деятельности
3.1. Санитарно-гигиенические условия;
3.2. Режим труда и отдыха специалиста.
4. Социально-психологические факторы деятельности
4.1. Характеристика коллектива;
4.2. Роль и место специалиста в структуре внутриколлективных связей;
4.3. Мотивационные аспекты деятельности;
4.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалиста.
5. Динамика психических состояний специалиста в работе
5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности;
5.2. Преобладающие эмоциональные состояния;
5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности;
5.4. Основные формы профзаболеваний или профтравматизма.
6. Психограмма
6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту;
6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики;
6.3. Профессионально-важные качества мышления и памяти;
6.4. Ведущие психомоторные свойства;
6.5. Соотношение в деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, познавательных и моторных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
1.Оценка мотивов
1.1. Тип профессиональной мотивации (доминантный, ситуативный или конформный);
1.2. Ведущие ценности личностного или профессионального плана;
1.3. Уровень притязаний, на какую оплату согласен;
1.4. Причины увольнения с прежнего рабочего места, биография.
2. Оценка знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций
2.1. Образование;
2.2. Квалификация и опыт работы;
2.3. Действия в процессе испытаний.
3. Оценка профессионально-важных качеств (ПВК)
Представьте совокупность таких уровней ПВК:
1. Социальные качества (коммуникабельность, бесконфликтность, уживчивость и т.п.);
2. Волевые качества (стрессоустойчивость, терпеливость, целеустремленность, ответственность);
3. Имажинитивные качества (воображение, креативность, оригинальность и т.п.);
4. Ощущение и восприятие. Мышление. Память. Психомоторика;
5. Характеристики внимания (объём, переключаемость, концентрация, распределение и т. п.);
6. Тип высшей нервной деятельности (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).
В данной схеме чем выше уровень ПВК, тем лучше оно поддаётся развитию. Тип ВНД врождённый и не меняется, а социальные качества — развиваются бесконечно. Поэтому кандидат недостающие качества высших уровней может развить в процессе работы. Если ПВК низших уровней плохо поддаются развитию, то их недостаток может быть скомпенсирован за счёт высших. Если плохая память, человек запоминает за счёт волевых качеств — усидчивости и терпения. Если мышление не слишком гибкое и скоростное, то человек перед ответственным собеседованием включит своё воображение и будет делать «домашние заготовки» ответов на возможные вопросы.
Как именно оценить уровень развития ПВК и мотивацию, смотрите в лекции КК-4.8. «Виды делового общения»
ЗАДАНИЕ: Составьте профессиограмму той профессии, по которой Вы обучаетесь (она ещё в дипломе у Вас будет написана)