Педагогическая ересь. Выпуск 9
Люди так любят ссылаться на великих мудрецов, что часто путают авторство. Фразу Сэмюэля Джонсона «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» приписывают либо Достоевскому, либо считают английской поговоркой. Остроты Бернарда Шоу с лёгкостью необыкновенной отдаются Марку Твену, хотя впервые об этом сказал Бенджамин Франклин, начитавшись Плутарха. Впрочем, это не так страшно. Мудрая мысль потому и мудрая, что быстро становится всеобщей. Это ведь только бездарные «учёные», чьи писания явно не останутся в веках, очень озабочены «индексами цитирования» своих трудов. Так и представляю себе сегодняшний некролог Ньютона: «Сэр Исаак был автором 240 научных трудов». Сэр был НЬЮТОНОМ, и этого достаточно, даром что в садах Кембриджа яблони не росли и яблоко не могло упасть ему на голову.
Более того, мудрые мысли часто противоречат друг другу. И это — нормально. Если бы Истина и Мудрость были незыблемы — всё бы давно придумали древние греки. Вот обратите внимание:
«Созерцательная жизнь часто очень безрадостна. Нужно больше действовать, меньше думать и не быть сторонним свидетелем собственной жизни» (Николя Шамфор)
Кто бы спорил… Как кто? — Пифагор:
«Жизнь подобна Олимпийским играм. Иные приходят сюда соревноваться, другие — торговать. А самые счастливые — смотреть».
Вот так же и в педагогике. Нет незыблемых и вечных истин. Меняется жизнь — и развивается педагогика. Незыблемо в ней только одно — ругать школу.
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни» (Луций Анней Сенека (младший))
Ужас какой! И в совершенной античности даже великие не любили школу!
Между прочим, английское слово «эдьюкейшн» происходит от латинского «эдукери» — «вытягивать». Древние педагоги были убеждены, что боги заложили в человека все знания, которые нужно «вытянуть» на поверхность. Это потом появилась дидактическая педагогика с постулатом — голова ученика — это пустой жбан, который нужно наполнить «глубокими и прочными знаниями». Кстати, что такое «знания»? Нет, это не синоним «информации». Подумайте пока, а я приведу цитату из одного современного умника — плагиатора Сенеки: «Школа должна учить только тому, что пригодится в жизни». Милейший, из всей геометрии в жизни пригодится только формула площади прямоугольника — чтобы обмерить свой садовый участок. Это у вас опять от путаницы «знаний» и «информации». Вы, кстати, уже почувствовали разницу? Пока нет? Еще подумаем…
А пока думаем — несколько мудрых фраз. Ничего, что они тоже иногда противоречат. Диалектика называется…
«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры — гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка» (А. Герцен)
«Лекции читать — это такая профессия» (П.Н. Милюков, профессор, министр Временного Правительства)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В.О. Ключевский)
«Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые — дурачки» (Агата Кристи (писатель, не группа)) «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (В.О. Ключевский) «Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается, чем интеллектуальное» (Роджер Бэкон) «Честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет перевоспитать и исправить бесчестных и дурных людей, если он сам прежде не исследует все тайники и глубины зла. Ведь люди испорченные и нечестные убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-за какой-то неопытности и наивности людей и лишь потому, что те верят разным проповедникам и учителям» (Роджер Бэкон) «Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу» (В.О. Ключевский) Последнее — это просто про нынешний ЕГЭ и прочий бред, реализуемый временщиками от власти. Мы-то тут, на земле, любой бред утопим в болоте, а нужное — оставим. Да, вы про «знания» спрашивали… «Знание — это возможность переноса освоенных действий на решение новых задач» Все тела падают вниз — это знание. Формула свободного падения «же те квадрат пополам» — это информация. Школьники и студенты решают сотни задач на применение этой формулы, но не менее трети убеждены, что более тяжелые предметы падают на землю быстрее, хотя в формуле нет массы. И редкий учитель физики почему-то в классе одновременно уронит на пол книгу и кусочек мела, чтобы дать чувственный опыт. См. выше Бэкона и Ключевского. Надо любить то, что делаешь… Вот и вся разница.