11 июня 2009

Педагогическая ересь. Выпуск 8

«…Потому что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остаётся деятельностью единичной, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десяток юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества»

—Е.А. Энгельгардт, директор Лицея (Пушкинского).

Несколько лет в Казанском техническом университете мы проводили процедуру — «Любимец студентов». Есть такие «ректорские» и оторванные от жизни критерии — хороший преподаватель — это тот, у которого много публикаций, аспирантов, диссертаций, даром что от его лекций… Вы заметили, что в помещениях вузов не бывает мух? Даже в туалетах. Они подохли со скуки на лекциях «хороших преподавателей». Которые и на лекцию-то идут в слабой надежде отобрать из «мусора» двух—трёх в аспирантуру.

Но есть и неуловимый критерий — студенты его любят. Поэтому мы ежегодно опрашивали студентов пятого курса, которые уже «всех знают» с одним вопросом — назовите любимого преподавателя. Когда начинали, социологи опасались — а не попадут ли в «любимые» разгильдяи, которые ставят зачёты «автоматом» и верят в интернетовские рефераты. Попробовали — в любимцах оказались требовательные, строгие (это не значит — «злые») сопроматовцы, термеховцы, математики, технологи и гуманитарии. Тогда и родился лозунг: «Студенты КАИ не дураки — они ими только прикидываются». Пятикурсники часто называли тех, кто преподавал им на втором курсе. Всё они замечают и ценят. Людей заинтересованных, интеллигентных. Педагог — не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Вы возразите — а есть же опросы «Преподаватель глазами студента». Есть. Представьте себя на месте ректора. На стол вам кладут список из 20 любимцев студентов. Их можно премировать по миллиону рублей и дать квартиры. Также в списке — 20 никудышных «преподов». Их выгнать нельзя — у них контракт и очень много «публикаций». Ну а список из 20 взяточников можете выбросить — недоказуемо. Поощряйте лучших — и что-то закрепится. Безнадёжных вы не переделаете.

В медицинском университете эту идею гениально развили. На базе опроса студентов формируется список любимых преподавателей. У них авторитетная комиссия рассматривает учебники, методические пособия, «публикации». Несколько человек за первое место получают по сто тысяч рублей, за второе — по семьдесят пять, за третье — по пятьдесят. Так что, не только рукописи не горят, но и хорошие идеи тоже.

Прав великолепный московский педагог Александр Сидоркин: «Любимец чувствует себя спокойнее, чем заслуженный методист и отличник образования».

Кстати, о Сидоркине. Ещё два афоризма из его книг.

«Дети учатся в одной школе и не могут отличить плохую от хорошей. Дети оппозиционны к учителям и по их мнению нельзя судить об уровне школы»

«Слух о деле важнее самого дела»

Подготовьте в школе музыкально-поэтический вечер. Чтецы, музыканты, великолепный сценарий и вдохновенные ученики-участники. Поставьте их на сцену, а в зал загоните толпу придуривающихся и прикалывающихся подростков. Это будет последний литературно-музыкальный вечер. Вариант второй. Вечер объявляется камерным. Каждый участник может пригласить не более двух друзей. Далее — при свечах и в слезах. Наутро — волны по школе: «Эх, зря вы не приходили, так было классно». Жизнь удалась. Слух пошёл. А он — важнее мероприятия.