Педагогическая ересь от Эриха Фромма
Крупнейший мыслитель ХХ века Эрих Фромм в одной из своих книг написал: «…Поэтому несколько примеров из обыденной жизни должны помочь читателю разобраться с понятиями «быть» и «владеть» и соотнести их со своей собственной жизнью.
Студенты, ориентированные на «обладание», слушая лекции, воспринимают слова, улавливают логические связи и общий смысл; они стараются сделать максимально подробные записи, чтобы затем зазубрить конспект и сдать экзамен, Но они не думают о содержании, о своем отношении к этому материалу, он не становится частью собственных мыслей студента. Содержание и студент остаются друг другу чужими (если не считать, что каждый из студентов становится обладателем некоторых фактов, полученных из лекции, в которой лектор часто сообщает не свои, а чужие мысли).
Цель таких студентов — сохранить «выученное» в голове или на бумаге. Им не нужно создавать ничего нового. Сознание по типу «обладания» и впрямь не терпит новых идей по поводу конкретной темы, ибо всякое новое ставит под сомнение ту сумму информации, которой оно уже обладает. Мысли, которые не укладываются в систему привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и все, что растет и изменяется и тем самым уходит из-под контроля.
Для студентов мыслящих в модусе бытия, процесс учебы проходит совсем иначе. Во-первых, они и сами не приходят на лекцию в состоянии «tabula rasa», они уже имеют представление о той теме, которая будет обсуждаться. У них уже есть определенный интерес к теме и некоторые вопросы и сомнения.
Вместо пассивного проглатывания слов и идей, они слушают, и не просто слушают, но и воспринимают и реагируют активно и творчески. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления, помогает сформулировать вопросы, прийти к новым идеям и увидеть новые перспективы. Восприятие лекции идет как живой процесс: студент слышит слова лектора и спонтанно реагирует на услышанное. Он приобретает не готовое знание, которое может отнести домой и зазубрить. Он чувствует себя лично причастным, он после лекции стал немного иным, чем был до нее, он сам изменился в этом процессе. Такого рода учеба возможна лишь там, где лекция содержит актуальный и волнующий аудиторию материал. На пустую болтовню не стоит ожидать живой реакции».
Заметим, что писал эти строки Фромм до появления Интернета и ксерокопировальных салонов. Он тогда не знал, что понятие «обладать» у современных студентов трансформируется в «обладание» ксерокопией чужого конспекта, а «актуальный и волнующий» материал будет «скачиваться» из Сети. Более того, он лишь приводит пример для пояснения терминов «бытие» и «обладание». Но даже при этом мы вправе задать себе вопрос — где же видел Эрих Фромм таких студентов? Видимо у них, там, за рубежом…
Поэтому представим слово ученому, который давно и успешно читает лекции студентам отечественным — Б.Ц. Бадмаеву: «В лекциях по психологии очень часто студент впервые узнает, что запоминание является не средством усвоения знаний, а его результатом, итогом, что с помощью памяти он запоминает прочно только то, что понял, в чем как следует разобрался. Ему интересно узнать, что произвольное (нарочитое) запоминание знаний путем заучивания (зубрёжки) не приводит к действительному их усвоению, и такие знания применить на практике невозможно, а можно лишь воспроизводить, если вспомнятся. Ему также бывает интересно узнать, что русское слово «усвоение» образовано от корня «свое». Поэтому усвоенное знание – это такое знание, которое становится для него по-настоящему своим и он может пользоваться им как собственным инструментом, как орудием и средством для дальнейших познавательных или сугубо практических действий».
И Борис Циренович прав — бывает, бывает, что им «интересно узнать». Но часто бывает, что студент на лекции — «живой ксерокс», просто переписывающий непонятную информацию с мыслью — «в сессию — разберусь».