2 мая 2010

Педагогическая ересь. Мы их сделаем!

Ехал недавно мимо Казанского госу­дарст­венного техноло­гического универси­тета и увидел на фасаде гордый плакат: «КГТУ — национальный исследовательский университет!». Свершилось. Теперь в Казани два НИУ — наш технический и технологический. И стало понятно, что нас накрыла очередная кампания. Подобно тому, как все «подзаборные» филиалы стали «академиями», а средненькие институты — «университетами», теперь города России будут соревноваться за наибольшее количество «национальных исследова­тельских университетов». Для политики уничтожения образования — постоянная реорганизация — не самый слабый ход.

В каждом бреде можно найти рациональное зерно. Внедрение разработок, активизация вузовской науки — цели благородные. Просто в силу национальных традиций мы можем забыть, что мы еще и университеты — то есть учебные заведения. Внешняя сторона будет соблюдена: срочно откроются педагогические аспирантуры в технических вузах. Через некоторое время на технических кафедрах будет половина кандидатов технических наук, а половина — педагогических. Это хорошо. Если совсем зафантазироваться — на десять преподавателей, ведущих занятия, будет приходиться три методиста, разрабатывающих пособия, тесты и электронные учебники. На каждом факультете будет по два—три классных вэб-дизайнера. Впрочем, это я уж совсем загнул. Пока у нас считается, что электронные учебники мы будем делать на тех же компьютерах, за те же деньги и тем же составом.

Мы однажды, пять соавторов, имея «КамАЗ» спонсором, используя профессиональных операторов, студию, монтажёров, делали два диска электронного «Бинилект» — учебника молодых гениев» (Бизнес, наука, интеллект) — целый год. Проблема кажется незначимой, потому что у нас как раз не хватает кандидатов педагогических наук. Они хотя бы не путают формы обучения с методами, а современные образовательные технологии — с техническими средствами обучения. В последние двадцать лет не раз слышал в прессе и изустно гордую фразу: «В нашей школе больше нет скучных лекций и уроков. Мы применяем новые методы — деловые игры и современные образовательные технологии — компьютеры и интерактивные доски». Устало (надоело уже) отвечаю: «А зачем вы читали скучные лекции? Если не умеете читать интересные — деловые игры вам не помогут. Они, кстати, не метод, а форма обучения. А интерактивная доска — не технология, а техническое средство обучения». Не дают ответа. «Чукча не читатель — чукча сам писатель…».

Но я немного отвлёкся. Что же нам делать-то, в современных условиях? Судя по телодвижениям — «министерство обрезывания науки» внятных целей нам не поставит. Обратимся за океан. Там проживает один интересный мужик — Барак Хусейнович Обама: «Ведь все мы знаем, что страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра обгонит нас и в других областях. И я не намерен мириться с тем, что мы уступаем другим по уровню образования!»

Заявлены приоритеты:

  • преодолеть упадок среднего образования в США, поднять математическую и естественнонаучную подготовку американских школьников со средних на первые позиции в мире;
  • создать систему стимулов, чтобы привести в школы вузовских учёных;
  • повысить доступность высшего образования, к 2020 году иметь самый высокий процент выпускников вузов в мире;
  • троекратно увеличить число аспирантских стипендий Национального научного фонда;
  • развернуть кампанию по пробуждению у школьников интереса к профессиям учёного и инженера, по стимулированию студентов в области точных наук к получению еще одного диплома: преподавательского;
  • разработать обучающие компьютерные программы по эффективности равные индивидуальным занятиям с хорошим учителем.

То есть приходится ликвидировать последствия неолиберальных реформ, которые низвели учёных и инженеров до положения «чёрной кости» перед «костью белой»: адвокатами и финансистами.

Что-то знакомое? Да, Хусейныч копирует политику СССР 1930—1960 годов. Только вот на централизованные программы у Америки уже кишка тонка (должок-то государственный запредельный). Поэтому он перекладывает реализацию этих приоритетов — на плечи штатов. А у них самих — проблем выше крыши. Так может нам прикинуться дурачками — и сделать вид, что мы не так поняли — что эти приоритеты идут от министерства образования — и реализовать их по возможности на уровне Татарстана или университета. Мы ведь башковитые — может получиться.