Педагогическая ересь. Мелочи жизни
Нет, пора завязывать с привычкой перечитывать русскую классику. Куда ни обратишься — немедленно находишь полную аналогию с сегодняшней катастрофой, рукотворной и управляемой. Извольте видеть — отрывок из «Мелочей жизни» Салтыкова-Щедрина:
«Известно и даже за аксиому всеми принято, что знание освещает не только того, кто непосредственно его воспринимает, но, через посредство школы, распространяет лучистый свет на тёмные массы. Известно также, что люди одаряются от природы различными способностями и различной степенью восприимчивости; что ежели практически и трудно провести эту последнюю истину во всём её объёме, то, во всяком случае, непростительно не принимать её в соображение. Наконец, признано всеми, что насильственно суживать пределы знания вредно, а ещё вреднее наполнять содержание его всякими случайными примесями
Посмотрим же, в какой мере применяются эти истины к школьному делу.
Прежде всего, над всей школой тяготеет нивелирующая рука циркуляра. Определяются во всей подробности не только пределы и содержание знания, но и число годовых часов, посвящённых каждой отрасли его. Не стремление к распространению знания стоит на первом плане, а глухая боязнь этого распространения. О характеристических особенностях учащихся забыто вовсе: все предполагаются скроенными по одной мерке, для всех преподаётся один и тот же обязательный масштаб. Переводный или непереводный балл — вот единственное мерило для оценки, причём не берётся в соображение, насколько в этом балле принимает участие слепая случайность. О личности педагога тоже забыто. Он не может ни остановиться на лишних пять минут на таком эпизоде знания, который признает важным, ни посвятить пять минут меньше такому эпизоду, который представляется ему недостаточно важным или преждевременным. Он обязывается выполнять букву циркуляра — и больше ничего.
Но, в таком случае, для чего же не прибегнуть к помощи телефона? Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону знания по лицу вселенной, а на местах содержать только туторов, которые наблюдали бы, чтобы ученики не повесничали…»
Вот, собственно и всё. Только вместо «туторов» теперь — «тьюторы», а вместо телефона — Интернет в каждую школу. Читает, значит Фурсенко классику, читает…
Только вот в каждый класс солдата с ружьём не поставишь. Потому и будем учить не по циркуляру, а КАК НАДО.
Здоровья вам. Психического.