Педагогическая ересь. Двуногие учебники
В 1351 году в Сорбонском колледже (Он потому «сорбонский», что его на свои средства открыл духовник Людовика «не помню номер» де Сорбон. В 17 веке они объединились с Парижским университетом и с тех он знаменит на весь мир) проходил дидактический спор — как читать лекции студентам? Диктовать их, или профессор должен свободно рассуждать, чтобы будить студенческую мысль. Пришли к выводу, что нужно рассуждать свободно, и профессоров, диктующих лекции, на год лишали права преподавать. Что в это время происходило в России? России ещё не было, поскольку в 1380 году состоялась Куликовская битва.
Но задумаемся — на чём же записывали лекции студенты Сорбонны в средние века? Не было доступной им бумаги, на весь университет была одна книга, прикованная цепью в библиотеке. Писали студенты на грифельных досках. Временные, краткие записи, которые на другой день нужно было стирать. Поэтому студенты должны были запоминать, зубрить наизусть, особенно на богословских факультетах.
В девятнадцатом и двадцатом веке у студентов уже были тетради, доступные учебники, но профессор оставался единственным источником научной истины. Наивные авторы учебников в конце параграфа помещают «Вопросы для самоконтроля», которые никто никогда не читает.
И вот наступает двадцать первый век. Век интернета, компьютеров, электронных учебников. Когда пришла эта мода, самый интересный материал нашим программистам принесли с кафедры гистологии медицинского университета. У них своих программистов нет, а нашим было очень интересно формировать этот электронный учебник с интересными идеями, заложенными медиками. Свои же технари принесли стопки монографий и учебников с закладками и сказали: «Перепечатайте от сих до сих — и будет вам электронный учебник». Нет, милые, это будет перенос на другой носитель. Тоже полезное дело, потому что вузовские библиотеки уже не справляются с объёмом хранимой учебной литературы. Если все студенты сойдут с ума — и пойдут получать рекомендованные лектором учебники — им просто не хватит. Электронные носители позволяют «скачать» книгу на «флэшку» — и обеспечить каждого.
Но процессу этому мешают «двуногие учебники» — лекторы, оставшиеся в девятнадцатом веке. Они диктуют свои «глубокие и прочные знания» в полном объёме. Отсюда и привычка студентов готовиться к экзамену «по конспекту», ни разу не заглянув в учебник. Отсюда толпы убогих троечников в копировальных салонах, выходящих со счастливой мыслью: «Лекции у меня есть». В отличие от профессоров девятнадцатого века, у нас очень много информационных конкурентов: интернет, телевизор, диски, книги. Мы просто физически не можем втиснуть в часы лекций всю возможную по теме информацию. Пора возвращаться в древнюю Сорбонну и вспоминать, что лекция — это канва, путеводная нить в лабиринте науки, проходить который студент должен уметь самостоятельно. Посмотрите на фотографии или фильмы про американских студентов. Что бы он ни делал — валялся на травке, стоял в очереди в столовой — у него всегда с собой книга или ноутбук. Зачем? Да просто профессор Джексон на лекции сказал: «Я изложил вам основы своей концепции. К экзамену вы изучите её в подробностях по моей монографии. Страницы 328—826». Действительно, зачем диктовать на лекции то, что уже опубликовано?
Вот когда и наши студенты в столовых и на перекурах будут сидеть носом в ноутбук — значит мы пришли в двадцать первый век. Но и этому процессу мешают устоявшиеся традиции. Даже если вы напишете толковый и грамотный учебник и пройдёте сито всяких УМО и прочих советов (которые с лёгкостью пропускают, например, идиотские тесты ЕГЭ или пасквили на нашу историю), издания бумажного носителя вы будете ждать годами. Электронный вариант — тоже штука трудоёмкая. Грамотный электронный учебник нельзя распечатать на принтере, потому что в нём не просто изложены параграфы, а стоит блокировка для контроля усвоения. Изучил параграф — ответь на вопросы теста. Не смог? Следующий параграф не открывается, а открывается тот же самый в варианте «для особо одарённых». Опять не ответил — в деканат сигнал: Сидоров — особо одарённый. Тут вам и мультипликация, и трёхмерное пространство, и «Аватар». Это неизбежно, потому что наряду с привычными аудиалами и визуалами в студенческой среде нарастает число «дигиталов» — продуктов телевизора и компьютера.
Единственный выход — завести свой блог (это, кстати, обязан сделать каждый преподаватель германских университетов, в том числе и для отзывов студентов) открыть в нём «консультативный кабинет», где вы будете быстро, мобильно, бесцензурно публиковать и свои лекции, и темы семинаров, и любые методички… Впрочем, это я загнул. Не будете. Ведь блог не считается «публикацией». А это гораздо важнее, чем научить студента работать, мыслить и учиться по-современному.
А что касается Сорбонны четырнадцатого века… В 2003 году тогдашний министр образования Филиппов подписал с министром образования Франции соглашение, по которому степень нашего кандидата наук приравнивается к степени французского доктора. Так что, не лыком мы шиты. Вот если бы ещё не зависеть так от «публикаций»…