20 сентября 2010

Памяти Бруно Беттельгейма

«Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»

—Юлиус Фучик.

Психолог Бруно Беттельгейм — последователь венской школы психо­анализа — родился в 1903 году. С приходом к власти фашистов он, будучи евреем, попал в концлагерь. В 1939 году был освобождён по амнистии по случаю дня рождения Гитлера (бывало и такое). С тех пор он жил в США, где, в частности, записал книгу «Просвещённое сердце». Именно «записал», потому что он начал её создавать ещё в концлагере, не имея бумаги и подвергаясь всем издевательствам. Чувствуя, что сходит с ума, он стал изучать систему подавления личности, которую применяли эсэсовцы. Беттельгейм ушёл из жизни двадцать лет назад, оставив нам своеобразный самоучитель по выживанию, в котором концлагерь — лишь модель того тоталитаризма, который и сегодня жив, пособие по поиску путей сохранения автономии личности в государстве.

Впрочем, судите сами, а ещё лучше прочитайте книгу «Просвещённое сердце».

1. Концлагерь:

Заключённые в редкие минуты отдыха не спали, не читали, а исступлённо обсуждали темы лагерной жизни и слухи с воли, не имея о событиях ни малейшей информации.

Вам это ничего не напоминает:

Наши люди тоже достаточно активно (сегодня — чаще в Интернете) обсуждают политические события, имея только ту информацию, которую препарированно преподнесли телевизор или Сеть. В эпоху «перестройки» политизированность была массовым явлением. Сегодня, в «перестройку-2» работать стали тоньше. И информацию в Сеть подбрасывают не «в лоб», а с иллюзией свободного поиска и обсуждения. А «заключенных Сети» сегодня — миллионы.

Средства защиты:

С одной стороны не всё так плохо. Народ уже не обсуждает темы власти и политики в обыденной среде. Молодёжь мало смотрит телевизор. Но тема «политики» навязывается. Интернет-гопники всё призывают выйти на улицу, «демшиза» кликушествует на темы нашего рабского характера. Рекламу можете не смотреть — она вас смотрит. Беттельгейм же советовал создать вокруг себя Область Автономного Поведения, в которой только от вас будут зависеть ваши мысли, поступки и поведение. Область может быть небольшой. Кстати, сказать: «Да мне пофигу» — не выход. Вы уже «на них» сработали.

2. Концлагерь:

Привитие взрослому человеку психологии ребенка. Борьба за чистоту, детские наказания, порки. Противоречивые правила. Ты всегда виноват; всегда есть, за что наказать. Царят детские нормы морали.

Вам это ничего не напоминает:

Народ-пьяница. Мы не готовы к демократии. Модернизации тормозятся тупым народом, у которого вся история — мрак. Противоречивые законы и правила. Проверки и зажим бизнеса. Обвинения в патерналистских настроениях.

Средства защиты:

Ах, мы слишком надеемся на государство? Тогда и на нас не надейся, зачем ты нам тогда? Делать то, что система не заставляет делать. В лагере не требовали чистить зубы. Те, кто хотел выжить, делали это «назло». А что, если хоть день в неделю не «Попы на льду» смотреть, а почитать Книгу? Особенно толковые книги по истории, особенно почитать их детям, особенно сравнить события, которые «учащие нас жить» себе простили: инквизиции, революции, полувековые войны, казни десятков тысяч крестьян…

3. Концлагерь:

Коллективная ответственность. За нарушение одного наказывают всех. Сами заключённые не дадут другому совершить подвиг.

Вам это ничего не напоминает:

Вбивание в голову идей «всенародного покаяния», «национальной вины». Признать даже то, чего не было — катынского расстрела поляков советским НКВД. В ход идут фальшивки и сванидзы.

Средства защиты:

В сознании всегда должна быть черта, которую вы никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах не переступите. Самое страшное — автоматизм поведения: сказали — веришь, приказали — идёшь. Хотя бы помедли, посомневайся, подели цифры бюджета на число населения.

4. Концлагерь:

Не высовывайся. Постоянный фон террора. Уничтожать любого, кто выделяется хоть чем-то. Если работа у заключённого получается, его переводят на другую — грязную. Цель — показать, что от тебя, от твоего умения, старания ничего не зависит.

Вам это ничего не напоминает:

Вы — хороший врач, учитель, инженер, офицер? Нет, вы — презренный «бюджетник». А вот Дед Хасан — «авторитетный предприниматель».

Средства защиты:

Хуже всего выживали в лагере чиновники. Для них главное — мундир, регалии, чины, отношение начальства. Их умение слушаться в лагере быстро уничтожало личность. Лучше выживали глубоко верующие люди. Веру не отберут при обыске.

5. Концлагерь:

Не смотри. Подмена естественных, спонтанных реакций реакциями по приказу. Приказано — вижу. Приказано — не вижу. Утренняя зарядка злобой и ненавистью.

Вам это ничего не напоминает:

Достижения, демократия (сувенирная), стабильность. Лужков и Батурина — бяки. Семейки в «верхах» — успешные предприниматели. Новости начинаются с убийств и катастроф.

Средства защиты:

Выживали в лагере те, кто долго жил в довоенной Германии, кто имел твёрдый «фундамент». Молодые гибли чаще. «Пережитки прошлого» давали опору. Поэтому страшно и губительно отрицание прошлого и истории в первую очередь ударит по молодёжи. Это и поручено профурсенкам и сванидзам. А вам рассказать хотя бы об истории семьи — не судьба?

6. Концлагерь:

Элита. Создана иерархия из самих заключённых, которая за подачки и привилегии управляет лагерем. Их цели совпадают с целями эсэсовцев.

Вам это ничего не напоминает:

Беттельгейм указывал, что даже в ГУЛАГе подобная система применялась лишь частично. Но «элитность» была. Урки считались «социально близкими» в отличие от «политических». Дедовщина в армии, переход милиции в «полицию», «авторитетные коммерсанты» — это всё оттуда, из старины Беттельгейма.

Средства защиты:

На ведущем месте оказывались люди, для которых честь дороже жизни. Раньше это были аристократы. Сегодня — аристократы духа и олигархи мысли.

Спасибо тебе, Бруно Беттельгейм. Ты попытался предупредить. Желающие — услышат…