16 марта 2010

Организационное проектирование

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние организации, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно размещать, мотивировать его деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь целей организации.

Управленческий труд:

Стратегическое планирование (высший уровень управления, включая государственную власть)

Сценирование (разработка сценариев реализации стратегий)

Логистика (координация, распределение, перемещение ресурсов)

Проектирование (идеалы, образы будущего, цели)

Организационное проектирование (проектирование структуры организации)

Планирование

Информационно-аналитическая работа

Кадровый менеджмент

Оперативное управление и контроль

Организация — это хотя бы два человека, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели.

Организацию окружает внешняя среда, из которой она получает ресурсы, а во внешнюю среду транслирует товары, услуги и отходы.

Осуществим организационное проектирование производственной фирмы по пошиву нижнего белья (трусы в ромашку с золотыми пуговицами). При этом наши возможности позволяют нанять не более 30 человек. Считаем, что маркетинг, юридические процедуры, составление бизнес-плана мы в основном осуществили. Проектируем организацию на базе ресурсного подхода.

Чтобы не упустить нужные функции, связи, наличие тех или иных сотрудников, будем пошагово уточнять содержание и переработку ресурсов фирмы.

1. Для пошива трусов с золотыми пуговицами нам понадобятся вещественные, энергетические, информационные, финансовые и человеческие ресурсы.

Вещества: сырьё, оборудование, помещения, транспорт

Энергия: электрическая энергия, тепловая энергия

Информация: юридическая, маркетинговая, технологическая

Финансы: совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств

2. Люди: вот это — самое главное. Попробуем определить, какие сотрудники нам нужны для доставки и обслуживания вышеуказанных ресурсов.

Сырьё: снабженец, грузчик, водитель, заведующий складом

Оборудование: механик, системный администратор

Помещение: уборщица, рабочий по обслуживанию здания, охрана (трое)

Энергия: энергетик, операторы котельной (трое на отопительный сезон)

Информация: юрист, маркетолог, технолог, секретарь-делопроизводитель

Финансы: бухгалтер, кассир

Ну, и кто-то должен еще трусы шить. Значит, добавим закройщицу и швей. Вот только в каком количестве?

Если мы посчитаем всех сотрудников до закройщицы получим число —двадцать один человек. Плюс одно местечко Вам — как владельцу и управляющему фирмой. На долю швей останется всего девять вакансий. Они производят реальную продукцию, но вряд ли прокормят такое количество управленческого и обслуживающего персонала. Поэтому будем укрупнять функции, сокращая число сотрудников.

Функции снабженца, грузчика, водителя может выполнять один человек — заместитель директора по снабжению.

Секретарь-делопроизводитель всегда находится на территории, может выполнять функции заведующего складом. Она же может быть и уборщицей, либо помещение будут по графику убирать швеи за отдельную плату.

Функции энергетика, механика и рабочего по обслуживанию здания, как и системного администратора будет выполнять главный инженер. Где взять такого мастера на все руки? Из офицеров сокращаемой армии. Водительские права, удостоверение для эксплуатации электроустановок есть, прошли суровую школу и все умеют.

Бухгалтер и кассир выступят в одном лице главного бухгалтера. При поездках в банк за деньгами её могут сопровождать зам по снабжению и главный инженер на вашей фирменной «Газели» для перевозки тканей и готовых трусов. Для организации производства необходим будет начальник швейного цеха. А для отслеживания рынка трусов, технологий, моды на нижнее бельё, заготовки лекал для раскроя тканей пригласим с факультета легкой промышленности КХТИдизайнера, возложив на неё эти функции.

Итак, считаем (не забыв опять же директора): шесть человек управленческого персонала и директор.

На производственный персонал остается двадцать три вакансии. Из них формируем три бригады швей по семь человек и двух закройщиц-упаковщиц-учётчиц. Работа может быть трёхсменной, чтобы не простаивало оборудование. Доставлять работниц в ночную смену и обратно будет та же «Газель».

Отметим, что мы пока остаемся в рамках индустриального общества. Впостиндустриальном работать будут сплошные роботы и компьютеры, а освободившиеся швеи будут вышивать крестиком.

Теперь расставим сотрудников по этажам управленческой иерархии. Директору подчиняется главный инженер, ему — секретарь-завскладом. Также директор руководит работой зама по снабжению, начальника цеха, которому подчиняются бригадиры, а им — швеи. Эти связи называются линейным управлением.

Связь директор—главный бухгалтер называется функциональным управлением. Бухгалтер выполняет не любые приказы директора, а только не нарушающие финансовую дисциплину, и консультирует директора, как штаб — генерала.

Связь директор—дизайнер — это проектное управление. Если изменится конъюнктура рынка трусов, появится новая мода, дизайнер разработает новые образцы, составит обоснование изменения производства, совместно с бухгалтером— бизнес-план и директор даст команду закупить новое оборудование, ткани, липучки и начать производство нового товара.

В малой организации всю эту структуру можно проработать «вручную», и то есть опасность забыть какие-либо функции. А представьте, что у вас сотни, тысячи сотрудников?

Задание: применяя ресурсный подход, спроектируйте структуру фирмы из тридцати человек по производству или оказанию услуг. Профиль фирмы — на ваш выбор.