18 мая 2009

«Образованность все хочут показать…»

Недавно в одной из школ Балашихи проходил тютчевский вечер поэзии. Правда, в самом начале энергетики отключили свет за неуплату. Но вечер состоялся. Певцы пели, музыканты играли, чтецы декламировали при свечах. И детям это так понравилось, что они попросили учителей: впредь подобные вечера проводить только «при тютчевском освещении».

Недаром же Фёдор Иванович отчеканил вечное: «Умом Россию не понять».

Впрочем, я заметил, что бессмертные тютчевские строки стали произноситься в последнее время как диагноз: что, мол, с вами, сиволапыми поделаешь? Забывают, что ответ Тютчевым тоже дан — в Россию можно только ВЕРИТЬ.

Правда, и тут не преминул отметиться великий зубоскал Игорь Губерман:

Давно пора, едрёна мать,
Умом Россию понимать.

Попробуем. Один из основателей протестантской этики Рене Декарт сказал: «Правильно определяйте понятия — и вы избавите мир от половины недоразумений».Сегодня «экономический блок правительства» от большой компетенции забыл экономические термины и перешёл к медицинским. Они «стерилизуют», «оздоравливают», «снимают перегрев», устраняют «банковские тромбы». А остальное народонаселение — наоборот — классические медицинские термины вносит в политику, образование, повседневную жизнь и борется с уродливыми явлениями. И получается, (вспомните Декарта) как в Министерстве обороны. Если наш враг — никем не виданный «международный терроризм», то и военную реформу надо проводить под него. Причём проводит её министр обороны. Верховный Главнокомандующий и премьер правительства на всякий случай «не в курсе». А если наш враг — коррупция, то — ату её!

Мы знаем, что такое — «подкуп». Заглядываем в энциклопедию: «коррупция (лат.) — порча, подкуп». А в исходном, медицинском понимании — гниение, разложение, распад органических связей. То, что относится к трупу. «Распад связей». У меня два семестра подряд были по пятницам лекции первой парой. Первая пара начиналась в восемь ноль-ноль. У меня. Для интереса выглядывал в коридор и через пятнадцать и через двадцать минут после начала. Стоят студенты, ждут преподавателя. Но это же не «подкуп», это просто нарушение органического порядка. Забытый критерий менеджмента качества.

Кстати, а почему бы не начинать первую пару в десять часов? Студентам будет легче просыпаться после ночных занятий в библиотеке, разгрузим транспорт для спешаших на работу, в зимнее время сэкономим электричество — темно ещё утром. А то, что аудитории одну пару попустуют — так они вечером то же самое делают. А мы покажем пример всем вузам города, ослабим транспортную проблему и будем опять впереди Казани всей.

Или возьмём популярное слово «толерантность». Оказывается, это не просто «терпимость», а ослабление иммунитета организма вследствие введения чужеродных элементов. Второе значение — привыкание к ядам. Это же просто про наше современное ТВ со всеми его персонажами. Нельзя быть толерантными. Я даже не про хамство, косноязычных и полуграмотных ведущих. Я о небрежности к слову. В серьёзных новостях ведущий говорит: «В столице Техаса Далласе…». В Далласе Кеннеди убили, а столица Техаса испокон веков — город Остин. Ну это в московской студии. А тут стоит корреспондент на священной земле Лос-Анжелеса и говорит: «В столице штата Лос-Анжелес опасаются лесных пожаров». А столица Калифорнии — город Сакраменто — там и живёт их губернатор Шварценеггер.

Надо бы знать географию и историю своих «духовных хозяев», но нет же. В день Конституции России репортаж из Госсовета Татарстана. И тут же ведущий бодро сообщает: «У нас это не первая Конституция, а вот в американскую Конституцию за двести лет внесено всего четыре поправки» …Некоторые пытливые юноши ещё в десятом классе узнают, что в Конституции США двадцать семь поправок…

Ну, а с цитатами из великих — совсем беда. «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» — эту фразу приписывают и Толстому, и Достоевскому, и Бернарду Шоу. Но она принадлежит английскому литератору 18 века Сэмюэлю Джонсону. Призывая избирать в парламент только патриотов, он и призвал: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel». В контексте: даже для последнего негодяя не всё пропало, если в нём живо чувство патриотизма. Любой казанский гопник больший патриот, чем многие политики и «пламенные» публицисты. Им, пламенным, открыть том Ленина, конечно, омерзительно. Проще поиздеваться над фразой «Каждая кухарка может управлять государством». Во-первых, кухарка бы управляла лучше, чем «пламенные», а во-вторых, у Ленина дословно: «Мы должны научить каждую кухарку управлять государством». Разница. И «Кадры решают всё» вовсе не сталинское выражение. Сталин говорил: «Кадры, овладевшие техникой, решают всё».

Вот и Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что чиновников, не овладевших компьютером, надо изгонять как профнепригодных. Выходит, он сталинист?

Хорошо помню поколение студентов времён «перестройки». Они на лекциях, имея советские стипендии и зарплату родителей, сидели с недоумённым видом: что ты нам, дядя, базаришь? Мы же газеты читаем — у нас всё плохо. Хорошее образование — только в Америке… Так было у большинства поколения. А Дмитрий Анатольевич был пытливым, патриотичным — потому и стал Президентом. А ещё он первый в своём президентском послании поставил правильно ударение в слове «обеспЕчение». После этого политики и журналисты Москвы стали говорить так же.

Мне нравится поколение нынешних первокурсников, второкурсников. У них сквозь налёт показного цинизма пробивается главное — реальное отношение к жизни и патриотизм. Значит, и для них не всё безнадёжно. Остаётся только дать совет булгаковского профессора Преображенского — не читайте до обеда газет. Не смотрите телевизор. Зря вы и эту статью прочитали.