21 февраля 2019

О дедушках

Перечитал тут как-то свои последние публикации и огорчился. Всё время пишу про политику, «перепащиваю» почты заграничных друзей – а фиг ли толку? «Навальнята» – не пройдут! Разве что – публикую подобие моих мемуаров «Записки свидетеля эпохи».

Я вот тут задумался опять, про эпоху. Ивану Андреевичу Крылову – 250 лет. Поздравляю. Недавно один журналист гениальную мысль высказал типа: «Сталин – отец народов. А кто у нас – дедушки?». Опять же – помимо статьи Суркова о «глубинном народе» – кто? А «дедушек» у нас только двое – «дедушка Крылов» и «дедушка Ленин». Исторически. Ну не Пётр Первый же у нас дедушка, или Екатерина Великая – бабушка? В народе сохранились два «дедушки». Ленин – по отцу, Крылов – по матери.

Был в Империи такой порядок. Памятники великим усопшим в России ставили только через 50 лет после смерти. Даже Императорам. Есть легенда: после гибели Пушкина Натали вышла замуж за генерала Ланского. И, когда она скончалась, её гроб везли в имение похоронить (видимо, в Полотняный Завод, где на бумажных фабриках своего зятя Пушкин бумагу по-блату для «Современника» покупал). И вот тут они встретились на перекрёстке: гроб Натали и памятник Пушкину работы Опекушина, что везли из Питера в Москву.

Красиво. Всем бы нам так. Но при чём тут дедушка Крылов?

А ему памятник открыли в обход этого правила, про установленные высочайше 50 лет. Скончался в 1844-м. Памятник поставили в 1855-м.

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Но было и другое мнение, некоего Шумахера:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые зверята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!..

Ну, вот скоты выросли…

О памятниках много спорят, их сносят или снова воздвигают. А ведь памятник — от слова «память». Пусть стоят, какой бы эта память ни была. Я против сноса памятников Ленину (это на Украине отличились), но я не против памятника Колчаку в Иркутске, хотя к адмиралу отношусь довольно отрицательно. В Татарстане памятники Ленину не сносили. Знаю только, что в Тетюшах Ильича подвинули на более скромное место – к торцу Дома Культуры.

А мой самый любимый памятник Ленину в городе Заинске. Какой-то он лёгкий, молодёжный, не «монументальный». Приятно было с ним встретиться и «поговорить»

А вот в Испании решили Память примирить.  И поставили общий памятник павшим в Гражданскую войну 1936 года.

И наших не забыли:

– « Но пасаран!» – кричали из окопов республиканцы в Испании 1936 года.
– «Пасаран, пасаран…» – отвечали им франкисты.

Франкисты тогда – «пасаран». В другие страны (не только в СССР) во время Гражданской войны в Испании вывозили детей республиканцев в детские дома. Тогда к нам попала девочкой и будущая мама хоккеиста Валерия Харламова («Звезды номер 17»). Кстати он, и его сестрёнка свободно знали испанский язык и выезжали к дедушке в Испанию.

Что-то и у нас сделали. Про нашу Гражданскую войну.

Нам бы в душах скорее примириться. Во имя России…

И во имя наших дедушек…