Начинаем бег на месте
Два чувства борются во мне в последнее время: дежа вю и раздвоение личности. Не торопитесь вызывать «скорую» — и то и другое я ощущаю в пресловутом «информационном пространстве». Вот открываю я очередную газету и вижу публичную лекцию подзабытого ныне Юрия Афанасьева — пламенного трибуна Межрегиональной депутатской группы. Молодёжь и слов-то таких не помнит, а у меня — дежа вю.
Цитирую навскидку:
«…внешне смиряясь, демонстрируя власти покорность, народ всегда держал дулю в кармане. Подобные внешние признаки смирения и покорности воспринимались (и воспринимаются) как привычка к терпению, а такую привычку можно при желании истолковать и как поддержку власти с его (народа) стороны»
«Говоря предельно кратко и определённо, наши интеллектуалы (не считая отдельных исключительных личностей, которых можно пересчитать по пальцам) на стороне российской власти, а не населения России. Думаю, что и население наше до сих пор остаётся населением, а не стало народом…»
Было всё это, было. Даже слова те же. И о негодном народе и о непонятых народом гениях интеллектуального поприща. Было ещё до кошмара 90-х. И вот — дежа вю. А раздвоение я почувствовал на районном тетюшском фестивале мордовского народа «Кайгоза, шачем масторзень мороц!» («Звучите, рождённые родиной песни!») 13 декабря 2008 года. Там было много населения, не знающего, что оно так и не стало народом. Видимо к мордве это тоже относится. Какой из нас народ, когда в Тетюшском районе мордвы — 10 процентов, а в Татарстане — менее процента. Да и в самой Мордовии этнической мордвы — треть населения. Рассеяна мордва по России, а мордвой — остаётся. И испытал я раздвоение личности. Интеллектуальный гуру говорит — нет народа, а мне видится — вот он — в зале, на сцене, на улице. Сцену украшала древняя финно-угорская руна «древо жизни», сохранившаяся в мордовской вышивке и созданная в незапамятные времена, когда и в помине не было публичных лекций. Древо с тремя ветками, означающими три расы, жившие на земле: лемурийцы, атланты и гомо сапиенс. А на древе — квадратики с крючочками. Квадратик символизирует «кудо» — дом, а крючочки — «алаша» — головы лошадей, служивших у мордвина и для пахоты и для боя. И вспомнилась мне хорошая шутка — пеньки гордятся своими корнями, а деревья — своими плодами. А когда ни того, ни другого — горькие слова публичной лекции: «…если же эти мысли покажутся слишком страшными или странными и удастся благодаря уверенности в своей психике их как-то отбросить, тогда ощутишь нечто менее ужасное — почувствуешь вокруг себя пустоту»
Но вернёмся на фестиваль. Там пустоты не было. Там была выставка декоративно-прикладного искусства, народного творчества, мордовской национальной кухни, показана творческая видеопанорама этнографических мордовских коллективов Тетюшского мунициального района. И, разумеется, грандиозный гала-концерт. На нём блистали не только тетюшские звёзды, но и гости из Мордовии, прибывшие большой делегацией во главе с руководителем Госкомитета Республики Мордовия по национальной политике А.С. Лузгиным.
Республика Мордовия активно помогает мордовской диаспоре в России и за её пределами. Литература, методическая помощь, культурные обмены, ежегодная экспедиция на теплоходе «Волга — река мира», гастроли творческих коллективов. До 30 процентов бюджетных мест в Мордовском университете зарезервированы абитуриентам диаспоры. В сентябре 2008 года в Тетюшском районе с большим успехом выступил камерный хор Республики Мордовия. И вот теперь — районный фестиваль. А в кулуарах фестиваля встречаешь десятки знакомых и родных лиц.
Сергей Фёдорович Сумбаев — руководитель районной национально-культурной автономии мордвы — организатор и двигатель всей жизни диаспоры. Знает его весь район. Местный уроженец, был мэром города Тетюши и сейчас живёт здесь дружной семьёй, крепким сельским бытом с обширным огородом и скотиной.
Александра Филипповна Абдрашитова. Профессиональная вокалистка. Начинала карьеру в Государственном ансамбле Мордовии «Умарина». Волей судеб оказалась в Тетюшах. Преподаёт вокал в педучилище. Созданный ей эстрадно-хореографический коллектив «Валда вайне» — светлая душа — лауреат и участник всех мыслимых фестивалей и смотров.
Ольга Даниловна Никушина — директор Киртелинской средней школы. Настоящий просветитель и руководитель замечательной во всех отношениях школы. Из шестнадцати педагогов школы — двенадцать — местные выпускники. В том числе сыновья и снохи Ольги Даниловны. Такую «семейственность» можно только приветствовать. Мало ли забот у директора школы? А у неё и дом со всем деревенским хозяйством. Однажды был у неё в гостях. Из комнаты выходит старенькая бабушка. Тихо спрашиваю: «Это мама Ольги Даниловны?» Нет, отвечают, совсем чужая бабушка. Осталась одна в соседней деревне, забрала её к себе.
А как на таком празднике без методиста научно-методического центра Министерства культуры РТ Нафисы Азватовны Сагбиевой? Татарка, курирующая народное творчество всех финно-угров Татарстана, знаток наших национальных культур — живой символ дружбы народов.
А фестиваль шёл своим чередом. Как сказал С.Ф. Сумбаев «каждый праздник заслужен трудом. Мы, мордва, народ служивый. А чтобы народу помочь, народ и сам должен что-то сделать». Это давняя традиция в Тетюшском районе.
Как завершающий аккорд праздника состоялось подписание четырёхстороннего соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве между Тетюшским районом Татарстана и Лямбирским районом Мордовии (район компактного проживания татар), Госкомитетом по национальной политике Мордовии и Национально-культурной автономией мордвы Республики Татарстан. Как одна из идей нового соглашения возникла мысль в следующем году маршрут национально-культурной экспедиции «Волга — река мира. Диалог культур волжских народов» не ограничивать заходом в Казань, а посетить ещё и Тетюши.
Мы привыкли бездумно повторять слова про «вертикаль власти», забыв, что без мощной «горизонтали» «вертикаль» не устоит. И такие горизонтальные связи между предприятиями, городами, районами — достойный противовес глобализации и «укрупнению» регионов, стирающему с карты национальные названия.
Да, совсем забыл. Подзаголовок лекции Юрия Афанасьева звучал так: «Особый путь» России: исторический бег на месте». Опять дежа вю.
А впрочем, если вспахать, засеять и убрать, родить и воспитать ребёнка, положить в родную землю достойного старика — это бег на месте — то век бы таким бегом занимался. Оздоравливает, знаете…