2 февраля 2017

Марсианские хроники

В казанском метро установлены экраны, на которых реклама чередуется с интересной информацией, обучением английскому, ребусами и викторинами. Еду недавно, рядом мальчик с отцом. На экране вопрос: «Какая страна запустила первый космический корабль на Луну?»

Варианты ответов: США, СССР, Германия. Мальчик ответил — СССР, я (мысленно) — США. Появляется ответ: СССР. Первой Луны достигла станция «Луна-2». Я повернулся и говорю: «Неправильно. «Луна-2» — не космический корабль, а автоматическая межпланетная станция. На корабле должен быть экипаж». Про полёты американцев на Луну и кучу «дебилов» в Интернете, которые абсолютно убеждены, что все полёты «Аполлонов» сняты в павильоне Стенли Кубрика я уже не стал говорить. Просто вспомнил, что первая станция «Луна-1» пролетела мимо Луны (системы наведения ещё только «доводились»). А «Луна-2» не садилась, а просто врезалась в Луну, доставив вымпел СССР и закрепив за страной наш приоритет. Первую мягкую посадку совершила только «Луна-9». Осталась байка, что конструкторы спорили: Луна твёрдая или покрыта толстым слоем пыли? Якобы Королёв взял клочок бумаги, написал: «Луна – твёрдая» и подписал. На самом деле существовал более серьёзный документ:

Вспомнился человек, с которым я лично знаком, и который десять лет работал с Королёвым, был знаком с Гагариным, а теперь работает в Казани. Недавно мы отмечали его 80-летие. Это учёный с мировым именем в астрофизических проблемах Урал Нуриевич Закиров. Я его называю «Казанским Циолковским». Занимается он расчётом траекторий полёта к звёздам, класса нашего Солнца — «жёлтым карликам», на планетах которых может существовать жизнь, подобная земной. Это сейчас он говорит «к звёздам», а ранее он считал полёт только к Звезде Барнарда — самому близкому к нам «жёлтому карлику». Давно уже было: захожу к нему в «физтех». Пустая комната, стол, стул, настольная лампа. Под стулом — тепловентилятор, а сам Урал Нуриевич сидит в пальто, в холодной комнате и считает траекторию звездного полёта. Ни дать ни взять — Циолковский.

Он уже и двигатель предусмотрел, и топливо — «Гелий-3». На Луне он есть, но лучше добыть его на Сатурне. Спрашиваю: когда эта головокружительная фантастика совершится? Отвечает: я не застану, но к концу 21 века первый зонд полетит. Свои разработки он докладывает на Международных астронавтических конгрессах. Правда, задача теперь осложнилась. Орбитальный телескоп «Хаббл» установил: планет у звезды Барнарда нет. В книге, которую мне подарил Урал Нуриевич, указано уже шестнадцать подобных звёзд. И он к ним прокладывает пути. Пока на бумаге…  Но это — «пока».

А тот утлый стульчик в его «кабинете» вызвал другую ассоциацию.

«Захожу я к нему. Сидит за столом, что-то пишет. А стул под ним шатается. Я говорю: «Что ж ты, такой пост занимаешь, а нормальной мебели нет». Он отвечает: «Ладно, старик, это не самое главное». Когда я работал в обкоме комсомола, к нам в столовую иногда заходил старичок по фамилии Черепанов. Имя-отчество, к сожалению, забыл. Ветеран комсомола, активист. Сейчас уже покойный, а тогда, в уже преклонном возрасте, он работал на фабрике музыкальных инструментов. Заходил ко мне в кабинет и вспоминал. И про известного тогда татарского писателя, сидевшего на шатающемся стуле. Дом, где он жил, с мемориальной доской, находится наискосок от здания обкома (ныне — Национальная библиотека), на углу Карла Маркса и Лобачевского. Фамилию там прочитаете.

«Вот ты сидишь тут, в кабинете, с телефоном. А у нас телефонов не было. Ноги — мой телефон» — ворчал старик. Или рассказывал, что в 20-е годы в Казани был начальник уголовного розыска Василий Астафьев. Его называли «Казанский Шерлок Холмс» — тоже курил трубку и имел пышные бакенбарды. Комсомольцы часто выполняли функции агентуры милиции (бандитизм был страшный). Оперативный псевдоним Черепанова был «Нота». Встречались с кураторами на конспиративных квартирах (как и сегодня), докладывали о своих наблюдениях. Приходить в милицию, и даже проходить мимо отделений милиции строжайше запрещалось. В губком  ВКП(б) можно было обратиться в любое время суток. «А теперь — вон милицию поставили, не пробьёшься» — сетовал Черепанов. Или: «Такой-то (имярек) — бывший султангалиевец. А ему квартиру дали, телефон поставили». Для Черепанова «перестройка» началась раньше, чем для нас.

Да, старики-большевики, сильно виноваты мы перед вами. Пропустили сволочь к власти. Хотя как «пропустили» — они сами «прошли», нас не спрашивали. Была бы машина времени, и мы студенты-каисты, узнали бы, что в МГУ учится пухленький мальчик Егорушка Гайдар — будущий соучастник погубителей России. Поехали бы и задушили? Вряд ли. «Они» нас могут убивать, а мы — «не наш метод».

Надвигается 100-летие Октябрьской Революции.  «Ты помнишь, как всё начиналось?»

Год назад мы снимали фильм про Гражданскую войну, золотой запас в Казани и т.д.

https://svblog.ru/taynyi-kazanskogo-zolota/

Снимали и пожилого казанского историка Альтера Львовича Литвина, специалиста по этому периоду. Очень интересный рассказчик. Отсняли более часа. В фильм вошли минуты. В процессе он, Альтер Львович,  разные байки, исторические случаи рассказывал. Например, про сходку казанских студентов с участием Володи Ульянова.

У нас в истории это подавалось как массовое, бурное событие с Володей во главе. А Литвин читал в архиве полицейское дело по поводу сходки. Полиция не имела права войти на территорию университета (автономия). Ректор Кремлёв уговорил студентов разойтись, и они сдались полиции. Их отвели в полицейский участок. Он располагался на месте нынешнего физфака КГУ (E=mc2). Составили протокол. Участников было всего тридцать девять. Пассивные и активные. Ульянов входил в число «пассивных» (сопливый первокурсник). Утром их отпустили, отругали и велели больше так не делать. Но участники гордо сдали студенческие билеты, и Володя был сослан на год в деревню Кокушкино.

«Его Превосходительству господину Ректору Императорского Казанского Университета
Студента 1-го семестра юридического факультета Владимира Ульянова

ПРОШЕНИЕ

Не признавая возможным продолжить моё образование в Университете при настоящих условиях университетской жизни, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов Императорского Казанского Университета.

Студент 1-го семестра юридического факультета Владимир Ульянов.

Казань. 5 декабря 1887 года».

Если представить, что нынешнего студента сослали в Кокушкино и отключили Интернет (Ужос!). Правда, Володя безвылазно не сидел. Ездил в Казань, попить пива и поиграть в шахматы в клубе. У него даже девушка была — Софья Кортиковская, знакомая ещё по Симбирску. Кроме того, готовился сдать экзамены экстерном. Софье он сделал предложение, но она отказала. Володя уехал в Питер. Благодаря протекции казанского священника-просветителя Ильминского перед обер-прокурором Священного Синода графом Победоносцевым, с седьмого раза Ульянов получил право сдать на диплом адвоката экстерном. И пошёл делать революцию. Софья осталась в Казани, и над ней потом долго шутили: если бы ты не отказала — может и революции бы не было. Похоронена Кортиковская на Арском кладбище на аллее, где Лобачевский.

А руководил сходкой студент четвёртого курса (забыл фамилию). Позже он разошёлся с большевиками. Ленин, придя к власти, написал ему: «Я ценю нашу революционную юность. Помню Вас и люблю, но прошу: уезжайте из России, иначе мне придётся Вас арестовать». Тот уехал в Прагу и оставил мемуары.

А дальше пошло, как пошло. Иногда задумаешься: а кем бы я был, если бы не Октябрьская Революция? Уж точно не предводителем дворянства.

В качестве постскриптума. В эти дни активизировалась либерастическая сволочь. Прямо в линеечку. Уродец-художник-психиатр оскорбил память Зои Космодемьянской. Видимо, дана команда как-то «ответить» на успех фильма «28 панфиловцев». Убили нашего посла в Турции, а в Казани в присутствии премьер-министра Турции открыли памятник видному пантюркисту, стороннику «Идель-Урала» и всеобщего тюркского халифата. Неймётся всё «отомстить Ивану Грозному» и отделиться от России. Хорошо ответил Захар Прилепин:

http://www.kazan.kp.ru/daily/26620.4/3637503/

А я подумал: вот пишет Захар про «абсолютное большинство российских граждан». А кто их воспитал? Да мы же и воспитали (https://svblog.ru/zapiski-komsomolskogo-rabotnika/).

«Иные» всё ждали, когда уйдут последние ветераны войны, а пришёл «Бессмертный полк». «Иные» ожидали, когда подрастёт поколение, не знавшее Советского Союза, а оно — за «крымнаш». Ждите и надейтесь дальше, скорбные главою. А Трампа коллегия выборщиков всё-таки избрала в Президенты США. Переобувайтесь в полёте.

И ещё постпостскриптум.

В своё время гимназист Таганрогской гимназии Антон Чехов сильно заболел и три месяца не ходил на занятия. Но занимался дома. Потом подал документ директору гимназии. После всех ритуальных фраз «ваше превосходительство» и проч., Чехов написал примерно так: «Настоящим извещаю Вас о своём намерении сдать экстерном экзамены за полный цикл вверенной Вам гимназии». Даже слово «прошу» не употребил. Сравните с прошением Володи Ульянова выше. А вы говорите, Чехов «всю жизнь выдавливал из себя раба»? Не было необходимости, милостивые государи…

И ещё один P.S.

Во время казанской сходки министр просвещения граф Делянов прислал в университет телеграмму: «Для спасения благомыслящих не щадите негодяев». А вот неплохо бы эту формулу к «бильжам» применить.

В эти дни умер Джон Гленн — первый американский астронавт, совершивший замкнутый орбитальный полёт. Напомню: Гагарин совершил свой виток по орбите в апреле 1961 года. В августе Герман Титов совершил 25 витков. В этом же году американцы Алан Шепард и Вирджилл Гриссом совершили два «прыжка в космос», по параболической траектории. Гленн совершил свой полёт в феврале 1962 года. Более того, в возрасте 77 лет, будучи сенатором США, Джон Гленн совершил семисуточный полёт в экипаже «шаттла». Вечная память. Удивительно, почему до сих пор «бильжи» не называют Гагарина «русским Шепардом»? Хотя, с них станется…

А пока мы тут во всяких «бильжах» ковыряемся, во Вселенной вот что происходит:

http://politikus.ru/video/88202-roskosmos-obitaemaya-planeta-naydena.html