27 марта 2015

Лекции читать — это такая профессия

В  стольном городе Москве, оказывается, есть «Институт Пушкина». Не знаю точно, чем он занимается, но однажды этот институт выделил грант КАИ на создание серии мини-видеолекций по разным наукам. Как я понял, для распространения среди абитуриентов стран СНГ, у которых русский язык — второй. Я про этот проект, реализуемый с мая 2014 года, ничего не слышал, пока в октябре режиссёр цикла коллега Долбин не привлёк меня «на пробу». Оказалось, что некоторые преподаватели, как Светлана Витальевна (в конце статьи на первом видеоролике присутствует среди героев «Фикуса»), легко восприняли новый жанр и замечательно «шагнули» из лекционной аудитории на экран.  А вот некоторые…

Кто-то  просто «парализуется» перед объективом. Кто-то зачитывает текст с планшета. Кто-то, выучив одно предложение наизусть из СВОЕГО (!) текста произносит его в камеру, потом заучивает следующее предложение…  Кто-то постоянно косит глазом в текст. Меня лично это удивило: с камерой работать проще. Всегда можно остановиться, переписать оговорку, неправильно произнесённую фразу. Как же они тогда в аудитории, живым студентам читают?! А вот так и читают. «Профессионалы» же, кандидаты наук. А в деградации образования один Фурсенко виноват. Учиться надо, господа! Коллега Долбин решил попробовать записать лекции по лазерной технике со мной, как с человеком, имеющим опыт работы на телевидении.

Часто шутят, что опытный преподаватель может принять зачёт или курсовую даже по незнакомой науке. Надо только показать ему правильный вариант работы и дать несколько типовых вопросов с правильными ответами. С лекциями  — труднее. Говорят: чтобы хорошо изучить какую-то науку, надо начать её преподавать. Однажды академик Федосов, директор НИИ авиационных систем (все наши ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля»), чтобы лучше понимать аэродинамику, начал читать лекции по этой науке в «бауманке». А по диплому был радистом. А что такое аэродинамика с трудом знают даже те, кто её сдавал.

Математику читать я бы не взялся. А вот про лазеры, используя материал с кафедры, почему бы и нет – я же в школе отличником был.

Вот так мы и отсняли несколько роликов. Что тут началось!

«Профессионалы» были возмущены, как можно было приглашать какого-то некомпетентного актёра? Как можно жестикулировать, словно португалец. Дикция исполнителя не дойдёт до таджикских школьников! Да как можно сравнивать работу лазера с событиями на Майдане?! Так же нашего ректора могут в Европу не впустить! Да мы сами, да мы докажем!

Прислали молодого коллегу. Посмотрев мои ролики, тот сразу отказался: я так не смогу. Подогнали более компетентных, ну тех, что косят взглядом и заучивают собственный конспект. Мне даже заплатили за труд, чем моё участие в проекте и закончилось. Ну, а поскольку, я им «не показался», мы с коллегой Долбиным решили эти ролики в «ютубе» разместить, а я на — своём сайте. Ну, хотя бы для того, чтобы зритель задумался о словах профессора, члена Временного правительства и основателя Кадетской партии Павла Николаевича Милюкова, вынесенных в заголовок, про умение «лекции читать». Прошу при этом, не обращая внимания на мои «нелиберастические»  высказывания, всех заинтересованных лиц «в Европу пускать». Они без этого, как та Дунька — плохо себя чувствуют.

Перед показом роликов (кстати, обратите внимание на шикарный видеоряд — это преимущество видеолекции перед  «холодными»  «презентациями» в аудитории на экране), хочу напомнить элементарную азбуку чтения лекций.

«Три кита», три дидактических принципа: НАУЧНОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ – НАГЛЯДНОСТЬ.

И они в лекции — равноправны. Занудное «научное» изложение — потеря времени!

МЫШЛЕНИЕ — ВАЖНЕЕ ПАМЯТИ. Тоже дидактический принцип.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ. ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ — ВДОХНОВЛЯЕТ.

Далее — из правил профессора Г. Воробьёва:

1. Читать надо так, чтобы было интересно и понятно, при этом:

а)  Интересный материал компенсирует недостатки речи

б)  Артистизм лектора компенсирует дефицит информации

2. Внешность (на педагога надо быть похожим, а не…)

3. Формируйте чувство значимости присутствующих (они XXI век будут строить, а не мы)

4. На сознание студентов воздействуют ФАКТЫ, на подсознание воздействуют ЖЕСТЫ, на чувства воздействуют ЭМОЦИИ (тоже «три кита»)

5. Нужно повторять материал, не повторяясь (у нас как минимум ТРИ канала восприятия: зрительный, слуховой и моторный)

А ТЕПЕРЬ — ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА, хотя сам понимаю — не идеал, но всё таки…

Знакомство с лазером

Промо

Техника безопасности при работе с лазерным излучением

Лазерная наплавка

Селективная лазерная наплавка