5 сентября 2012

Кризис авиации. Сто лет… Пора кончаться?

Давненько я не бывал в Куркачинском аэроклубе… Более тридцати лет — со вре­мени студенческих парашютных прыжков. А вот семнадцатого августа, в рамках выставки АКТО состоялось авиашоу. Последний раз такое было ещё в прошлом веке, на базе старого аэропорта. Порадовало, что аэроклуб похорошел, выглядит очень современно и даже имеет сравнительно новую технику. Впрочем и обилие ещё летающих старичков (Ан-2, «Вильга», «Бланик», Як-52), на которых ещё наши отцы летать учились, заставило пустить слезу ностальгии. Народу было много — всё-таки любовь к авиации из нашего народа ещё не вытравили, хотя и весьма стараются. Много встретил старых знакомых авиа­то­ров. Все в один голос говорили, что выставка АКТО с каждым разом беднеет. Соглашался: выставка всё более посвящается юбилеям — 50 лет первого полёта, 80 лет завода, 100 лет Российских ВВС, а вот будущее становится всё более смутным. Настолько смутным, что ведущий, комментируя полёты, называл самолёт ильюшинского КБ «современной» аббревиатурой — «ИЭЛ».

Авиашоу. Подготовка летающей модели-копии самолёта

Вообще молодёжи было много. На прошлой выставке я сетовал, что август — не самое удачное время для неё — студентов КАИ в городе нет. Теперь они были. И школьники были. Сработал «административный ресурс». Привлекли большое количество для организации «флэш-моба». Правда, с названием я не согласен. Флэш-моб, это когда по интернету собирают праздную публику, жаждущую приключений, они приходят на площадь Свободы — и ровно в двенадцать поднимают левую ногу и съедают по банану на глазах ошалевших прохожих. А тут бери выше: это был перфоманс! Своими телами участники выстроили слова «Я выбираю небо».

Авиашоу. Подготовка летающей модели-копии самолёта

Теперь правительству надо озаботиться расширением аэроклуба: после такого выбора сотни придут записываться в парашютисты и пилоты.

Авиашоу. Лётное поле аэроклуба

Особое внимание малышни, да взрослых тоже, привлекли выступления и выставки авиамоделистов. Где ещё увидишь такие «игрушки»? Так и вспомнил себя в пять лет, когда увидел на подобной выставке в Саранске пилотажную модель. Особенно поразила кабина пилота с приборчиками. Именно эта эмоция привела меня через годы в КАИ и в инженерную психологию. Может и нынеш­ние пацаны получили этот «вирус», который сделает их авиаконструк­торами будущего. На авиашоу Hi-Van & Polina снимали фильм для очередных серий «Как стать авиаконструктором» в интернете. Правда, неистовый Пестов, который со своими «орлами» закрутил гигантское распространение пенопластовых моделей самолётов среди посетителей, заметил: «Для нынешней молодёжи надо снимать фильмы «Как заработать первый миллион». На что Долбин ответил: «В авиации миллион заработать нельзя. Там своровать трудно».

Авиашоу в Казани

Шоу заканчивалось. Посетители расходились, втаптывая в траву флажки с гордыми словами «Я выбираю небо», «Туполев», «КАПО». Наверное, в Лэнгли и Госдепе, просматривая записи с казанского авиашоу, смеялись: «Ещё трепыхаются? Ну-ну… Надо позвонить Владимиру».

Два года назад статью о выставке АКТО я закончил словом «Грустно». Дублирую…