Конфликт или диалектика?
Недавно два дня подряд наблюдал в одном и том же автобусе две очень схожие ситуации.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Сижу на сиденье спиной по движению. Женщина напротив встала на выход и я пересел на её место. Вошли симпатичные весёлые студентки, и одна шлёпнулась на моё освободившееся место. Но увидела старушку — и встала, посадив её. Потом освободилось другое место — эта девушка села туда. Но тут её подружка со смехом сказала: «Давай вставай, ещё одна бабушка идёт». Всё так мило, весело. «Какая замечательная у нас молодёжь» — подумал я.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. В том же автобусе стою там же, на передней площадке. Врывается пацан лет восьми, садится на сиденье. Напротив сидит взрослый парень. Кондуктор предлагает пацану уступить место старушке. Он отвечает (музыка): «Я плачу за проезд, и имею право сидеть, где хочу». Я просто ярко представил его родителей, задроченных перестройкой, но в качестве компенсации усвоивших: «платим налоги и имеем право». Кондуктор его всё-таки согнала. Влезла в ситуацию посторонняя женщина и набросилась на кондуктора: «Эти места для детей и инвалидов. Зачем ребёнка согнали? Вон того «лося» бы попросили. Так ведь боитесь…».
«Лось», который с мест «для детей и инвалидов» и не думал вставать, ответствовал (тоже — «имеет право»): «Выбирайте выражения, и не демонстрируйте свою ограниченность». Женщина не унималась, её стали успокаивать, говорить, что вот такое теперь воспитание, их уже не переделаешь…
Тут даже я не выдержал: «Что вы хотите? Они уже выучили — «мы платим налоги и имеем право». Правда налоги — копеечные, вон даже на машину не хватает, в автобусах ездят. Вы лучше вспомните 91-й год. Как вы тогда радовались свободе? А теперь будете жить среди таких уродов!»
Меня услышали. ВЕСЬ автобус заткнулся. Видимо, вспоминали «лихие девяностые».
А я задумался о законе социальной поляризации, открытом Питиримом Сорокиным давным-давно. В эпохи сильных социальных перемен молодое поколение резко поляризуется: от почти святости до абсолютного скотства на другом полюсе. Вот и у нас идут перемены (очень давно). А перемены бывают не только к худшему. Просто скоты всегда более заметны. А их антиподы — нет (типа, так и должно быть). Но за предательство страны и поросячьи восторги 1991-го мы ещё вину не искупили. Терпите.
А всё-таки жаль, что ДЕНЬ ПЕРВЫЙ и ДЕНЬ ВТОРОЙ лично для меня не поменялись местами.