3 мая 2010

Как студенты-психологи курсовой проект выполняли

(по материалам раздела 2.3.)

Студенты-психологи КГТУ-КАИ выполняют курсовой проект по дисциплине «Инженерная психология» на четвёртом курсе. Четвёртый курс — это возраст 21 года. В этом возрасте мозг человека выходит на пик своего развития по скорости восприятия информации (16 бит в секунду). Студенты-психологи КГТУ-КАИ значительно превосходят отведённый им природой возрастной уровень интеллектуального развития. Они обладают экономным умом, стремящимся минимизировать интеллектуальные усилия при выполнении проекта. Кроме того, выполнив на младших курсах значительное количество исследовательских курсовых работ по различным разделам психологии, студенты-психологи КГТУ-КАИ заработали великолепную профессиональную деформацию. Они умеют в единицу времени сказать или написать огромное количество слов (типа «где-то», «в определённых условиях», «в зависимости от ситуации»), ничего не сказав конкретно. Поэтому: необходимость выполнять вместо курсовой работы курсовойпроект (см. раздел КК–2.3) особенно активизирует их незаурядное экономное мышление. Авторы проектов норовят насытить объём «теоретическими частями», «передиранием» страниц справочников, полностью игнорируя принципы инженерной психологии.

Например, они игнорируют принцип системности, и не верят утверждениямСергея Новикова, что мир устроен не так одномерно, как пишут «журналюшки» (близкие родственники «офисного планктона») — «упыри-чиновники и страдающий от них народ». Мир и составляющие его социотехнические системы устроен именносистемно. А система, если она правильно простроена (в том числе и государственная, и педагогическая) выполняет свои целевые функции независимо от доброй или недоброй воли входящих в неё элементов. Вопрос только в том, чтобы её (систему) правильно простроить. Нынешние глобальные и более частные проблемы человечества могут быть решены только на стыке наук и при ведущей роли психолога, для чего студенты-психологи и выполняют курсовой проект по проектированию рабочего места, чтобы получить базовые умения и навыки анализа и проектирования для последующей работы по спасению этого самого сошедшего с ума человечества.

Но не будем забывать, что студенты-психологи обладают незаурядным экономным мышлением (НЭМ). Например, если тема проекта — рабочее место оператора автозаправочной станции, то они идут на ближайшую бензоколонку и тщательно срисовывают там всё, именно так понимая раздел проекта «Проектирование деятельности». На базе таких описаний можно составить полезный и добротный справочник «Бензоколонки Татарстана», издать его и заработать кучу денег.

Если тема проекта — рабочее место оператора охраны и обороны объекта, студенты-психологи идут в ближайшее кафе и тщательно зарисовывают его интерьер и четырёх изнывающих от безделья «охранников», которые при возможном «шухере» никого не защитят и ничего не спасут.

Призывы Сергея Владимировича смотреть вперёд, в двадцать первый век, быть креативными и изучать жизнь с целью улучшить её, сочинять и фантазировать — остаются гласом вопиющего в аудитории. С завидным упорством студенты-психологи рисуют проекции рабочих мест без самого оператора, хотя Сергей Владимирович в ногах валялся, умоляя нарисовать сначала человека, его углы зрения, зоны досягаемости конечностей, а уже к ним «привязывать» элементы рабочего места и прочее «железо».

Но не всё так безнадёжно. Все больше студентов-психологов, почувствовав жаркое дыхание сессии, начинают мыслить, читать материалы «Консультативного кабинета» и, страшно сказать — заглядывать в справочники. У них получается всё лучше и лучше. Правда им мешает установившаяся жаркая погода. Комфортна для человека температура в 20 градусов Цельсия. При повышении температуры на каждый градус производительность труда падает на четыре процента. При двадцати восьми градусах она падает наполовину. Но студенты-психологи не унывают. Ибо они твёрдо усвоили слова из инаугурационной речи Президента Татарстана Р.Н. Минниханова: «Потому так важна модернизация образования. Цель её — обучить не только профессии, но и научить молодёжь ставить и достигать поставленных целей, быть лидерами в своём деле».