19 сентября 2013

Интересные размышления о современной молодёжи

Известный российский публицист считает, что мы проигрываем наше подрастающее поколение.

— Сергей Александрович, как обычно, любой разговор о нашей молодёжи многие назовут «брюзжанием». Ну а попытка сравнивать то, что было в советские годы с тем, что у нас есть сейчас, так вообще может вызвать негодование. Давайте начнём с хорошего. По мнению экспертов, полного отторжения молодых от российской культуры не произошло, далеко не все представители этого поколения спят и видят получение гражданства западной страны. Наверно, можно даже говорить о росте патриотизма среди молодёжи. Вы согласитесь с такой характеристикой?

— Вообще-то, в оценках нашей молодёжи я настроен скептически. Если кому-то нравится именовать это «брюзжанием» — пожалуйста. Скажу так: да, полного отторжения молодёжи от российской культуры действительно не произошло. Но, скорее, не благодаря нашим усилиям. Существует некая объективная данность: человек рождается в стране и является носителем её языка, получает какое-никакое образование, основывающееся на российской культуре, так или иначе, он находится в среде, в чём-то на этой самой культуре базирующейся. Так что, хочет того человек или нет, он все равно является её продуктом.

Согласен, уровень патриотизма среди молодёжи по сравнению с концом девяностых годов или началом двухтысячных вырос. И связано это, в первую очередь, с государственной политикой.

Российская элита, развалившая Советский Союз, питала некие иллюзии по поводу интеграции в элиту мировую. Но жизнь показала, что никто её никуда интегрировать не собирается, дело ограничилось символическими подачками «оттуда». В целом же представителям нашей элиты объяснили, что их номер шестнадцатый, пусть ждут вызова. А управлять миром — не их дело, и без нашей скороспелой элиты разберутся.

Думаю, наш антизападный разворот как раз и связан с тем, что российская элита поняла: ловить ей там нечего. Она разочаровалась в своих иллюзиях по поводу Запада и в своих иллюзиях о том, какие дивиденды ей сулит интеграция. Ей отказали, поскольку крайней своей задачей Запад ставит низведение России до роли ничего не значащей страны — с соответствующим местом для её элиты.

Поэтому разочаровалась, в первую очередь, именно она. Конечно, часть людей в элите сохраняла патриотический настрой в том или ином виде всегда. Часть действительно протрезвела после перестроечного угара. Но в целом, на мой взгляд, диагноз именно таков — наша элита в целом просто не получила от Запада такого места, о котором грезилось когда-то. Мы выполнили все условия, сдали почти всё, что могли и думали, что сохраним такое же влияние, какое было когда-то. Или, по крайней мере, нас уже оставят в покое. Но не тут-то было.

За этим пришло понимание того, что считаются только с сильными. А чтобы быть таковым, надо вспомнить, в том числе, и о патриотической пропаганде. Конечно, сегодня можно говорить о росте патриотизма по сравнению с нашим недавним прошлым, но вот качество его всё же невысоко. Главным образом, это патриотизм «футбольно-пивного» толка, показной ура-патриотизм, сводящийся к выкрикам и свисту, скажу так. Молодёжь, к великому сожалению, воспринимает патриотизм как некую разновидность шоу-бизнеса. То есть, по её разумению, следует к месту и не к месту размахивать флагом, да громко скандировать речёвки. Я вовсе не говорю, что все наши молодые люди понимают патриотизм именно таким образом. Но, увы, большинство. В этом не их вина — в этом их беда, потому что за последние двадцать лет молодые люди впитали в себя идеологию имитации. В том числе, это прямой результат действия западной массовой культуры, которая практически всё превращает в шоу-бизнес — содержание заменяет формой.

 —Значит, то, что молодые пренебрежительно называют «старческим брюзжанием» в их адрес, в чем-то оправдано?

— Конечно. Мне прискорбно причислять себя к старикам, но ведь у людей старшего поколения больше опыта. То есть способности видеть вещи в комплексе, масштабнее. У молодёжи этого нет, западная субкультура внедряет «культ молодости», которая хороша сама по себе, культ молодости ради молодости. Поэтому пропагандируется следующий подход к жизни: «Ты молодой — и уже это дает тебе преимущества во всём и везде!». Но эффективность — результат опыта. Нашу — и не только нашу — молодёжь отрывают от корней, «отлучают» от старшего поколения — в том числе и для того, чтобы ей было легче манипулировать. Человек, которому внушили, что он всё понимает и не нуждается в советах старших, попросту глупыш. Банальная история: ему навешали лапши на уши, а людей опытных он слушать не желает, потому что думает о себе слишком много. Поэтому так называемое «брюзжание» оправдано — не во всём, но во многом.

— А если попробовать сформулировать так: всё то хорошее, что есть у нашей молодёжи, сохраняется вопреки идеалам и стандартам, пропагандируемым и многими изданиями, и большинством телевизионных каналов. Получается, подрастающее поколение хочет быть российской молодёжью, но его усиленно от этого отговаривают отечественные же средства массовой информации. В большинстве своём в головы вбивается личная выгода как единственный идеал. Ну и, конечно, идеализируется западный образ жизни. И долго наши дети смогут оказывать сопротивление этому массированному натиску?

— Не совсем так. Существуют разнонаправленные потоки. Первый разрушает национальную самоидентичность, а в глобальном масштабе — и государства как таковые. Это — пресловутый процесс глобализации. Он может проявляться по-разному, не всегда выглядит вестернизированным, хотя, конечно, в основном, западного производства. А есть процесс сопротивления и борьбы за самосохранение. К сожалению, процесс глобализации — в том числе и в российском обществе — мощнее.

Наши действия, направленные на благие дела, свой результат дают, только вот по суммарному эффекту значительно слабее результатов противоположного вектора. Ведь в течение десяти-пятнадцати лет о нашей молодёжи просто никто и думать не хотел. Точнее, ею активно занимались как раз антинациональные силы самого разного толка. Сейчас, скажу так, мы начинаем «табанить», грести назад — но делать это очень сложно с тем поколением, которое за эти годы выросло. Разрушительное воздействие гораздо сильнее воздействия созидательного.

— Когда мы говорим, что молодёжь — наше будущее, то подразумеваем не просто смену поколений, но, прежде всего, преемственность. Логичный вопрос: преемственность каких качеств? Тех, которые многие из нас усвоили в период «рынка»? Тогда получится, что это деньги, профессия, карьера, жизненные блага и удовольствия. Вам не кажется, что мы забыли формулировку «Раньше думай о Родине, а потом — о себе»?

— С преемственностью у нас большая проблема. Возникла она не с нашей молодёжи, а с наших родителей и с нас самих. Какие качества мы приветствуем, а какие отвергаем? Традиционный русский — или российский — архетип всё-таки основывался и продолжает основываться на качествах, иногда прямо противоположных современной матрице массовой культуры. То, на чём русские всегда вытягивали — терпение, трудолюбие, смекалка, коллективизм — так или иначе объявляются устаревшими, бессмысленными, неэффективными, а то и вредными. Коллективизм — значит, вы склонны к тоталитаризму. Готовы терпеть — значит, вы рабы, а не свободные люди, и так далее.

Однако все эти качества были нашими конкурентными преимуществами в мировой истории. Именно они позволили нам в своё время добиться успехов, которыми мы гордимся и по сей день. Нынешняя же матрица внушает парадигму сиюминутного удовольствия: бери сегодня всё, что можешь взять, не думай о последствиях, не бойся ответственности. Мерилом всего, естественно, объявляются деньги и гламурный, выставляемый напоказ успех. Естественно, что ни о какой Родине в этой парадигме речи не идёт. Какая разница, где она, эта родина? Она там, где ты преуспел и где тебе лучше живётся. Так что Родину можно и менять. Это ещё один из элементов процесса глобализации: людей уверяют, что их родина — планета Земля, а то и вся Вселенная. Наверное, планета тоже наша общая Родина в известном смысле. Теоретически. Но практически ведь всем понятно, что чаще всего речь идет просто о манипуляции сознанием и подтасовке смыслов. К примеру, американцы своим гражданам не внушают, что их Родина — планета Земля, и поэтому им можно послать куда подальше весь свой звёздно-полосатый патриотизм. А вот гражданам других стран внушают.

— А у нас понимают это люди, которые ответственны за преемственность лучших наших качеств?

— Мне кажется, никто за это не отвечает. Мы преувеличиваем, и, по старой советской традиции, считаем, будто кто-то за что-то отвечает. Как это ни прискорбно, у нас это происходит следующим образом: существуют люди, осознанно или неосознанно работающие на процесс глобализации, а все остальные в основном занимаются латанием дыр. Стратегический подход к тому, какой должна быть нация, как она должна себя видеть в истории, долгое время отсутствовал. Сейчас начинаются робкие «подходы к снаряду», что называется: создаётся единый учебник истории, организуются патриотические шоу-программы, возрождается культ Победы. Всё хорошо, но мы лишь в начале пути, ведь всё, что я назвал, мы видим только последние несколько лет. Быстрёхонько склеить черепки не получится. К тому же нет и единого мнения по поводу того, как именно склеивать. Плюс постоянная оглядка на внешнее мнение и на то, а насколько это всё соответствует «модным трендам» и так далее.

При этом положительные результаты есть, нельзя сказать, что все погибло. Только вот, повторю, процесс разрушительный пока мощнее. Главное — мы забываем истину о том, что двум богам служить нельзя. А у нас получается так: матрица массовой культуры полностью деструктивна и она представлена мощнейшей медиа-машиной, работающей круглые сутки — от телевидения до интернета. А параллельно две-три государственные программы и кучка энтузиастов, как бы извиняясь, что они всё ещё живы, пытаются воспитывать у молодёжи патриотизм и лучшие человеческие качества.

Ни два, ни полтора… Кто из молодых захочет — услышит, увидит и поймёт. В нашей ситуации «свободного рынка» человек выбирает то, что он хочет.

Но, конечно, если успокоиться и решить, что каждый должен определиться со своим жизненным выбором сам, то победит процесс разрушительный. Мы в глубине души начинаем это понимать, и пытаемся вспомнить лучшее из нашего прошлого.

— Понятно, что молодёжь по своим взглядам совершенно неоднородна. Приведу мнение учёных. Материально благополучная молодёжь — чаще всего получившая деньги от родителей — тяготеет к либеральным ценностям. Молодые бизнесмены, зарабатывающие нелёгким трудом, да и студенты условно относятся к категории патриотов. Но есть ещё малообеспеченная молодёжь, которой больше по душе идеи социалистические, к ним относят рабочих, жителей села. Вот так классифицируют подрастающее поколение. Понятное дело, очень богатых молодых у нас мало. Значит, подавляющее большинство сегодня сравнивает настоящее с прошлым и делает выводы?

— Нет, не соглашусь с этим упрощением, картина гораздо сложнее. Не стоит воспроизводить марксизм: бедные хорошие, потому что они бедные, а богатые плохие уже потому, что богатые. Давайте оставим в стороне «золотую молодёжь», это отдельная категория. Хотя раньше, в Российской империи, да и в других государствах, многие дети аристократов воспитывались патриотами. Так было, да и сегодня, к примеру, британский принц Гарри служил в Афганистане. Не суть важно, как служил и что там делал, но все равно, рисковал жизнью. У нас же пытаются своих детей упрятать от военкомата. Поэтому о «золотой молодёжи» даже не хочу говорить, она в большинстве своем аморальна, уверена в том, что есть быдло, и есть она. Так, к сожалению, и в советское время было.

В основной же массе молодых чёткого деления нет. Увы, и в провинцию, и в среду совершенно бедных людей проникли и развиваются крайне разрушительные тенденции. Это — смесь иллюзий по поводу сладкой жизни с криминальными или полукриминальными понятиями. И стремление всё свести к деньгам. Раньше говорили, что в городе всё прогнило, а жители российской провинции сохранили лучшие свои качества, именно она — ум, честь и совесть страны. Сегодня, к сожалению, это не так. И самые малообеспеченные слои людей впитали эгоистическую примитивнейшую идеологию достижения успеха: где ты «поднял бабки», там и хорошо. И даже не очень важно, как именно ты их «поднял».

— То есть, уровень достатка не может определять политические взгляды?

— Можно по этому поводу грустить или радоваться, но так и есть. Люди самые разные, чёткой стратификации на сегодняшний день я не наблюдаю. Судя по всему, молодёжь даже не понимает, где ценности либеральные, а где консервативные. Для одних важнейшим остаётся отношение к собственной стране, для других главнейшим являются деньги и личный успех. При этом и само понятие успеха имеет массу вариантов. Это не зависит ни от места проживания, ни от достатка. Провинция демонстрирует огромное количество самых негативных примеров, а в больших городах мы встречаем патриотические организации молодёжи.

Все смешалось в нашем доме. Провинция беднее городов, но все известные, наиболее сомнительные персонажи российской молодёжной массовой культуры — родом оттуда. О них не скажешь: «Столичные штучки! Золотая молодёжь, испорченная с детства!». Это — она, провинция, которая, не мытьем, так катаньем, готова грызть глотки окружающим, чтобы заработать деньги, «блеснуть» и сообщить домой, что скоро меня покажут по «ящику», я всего в жизни достиг. Понятно, что в малых городах нет работы, но именно ещё и желание «зазвездиться» своим голым задом на столичных подмостках движет молодыми, покидающими родные места.

— Власть поняла, что молодёжью «надо заниматься» после победы «оранжевых» на Украине. С той поры у нас появилось множество движений, это «Идущие вместе», «Наши», «Молодая гвардия» да и другие. Не только «взрослые», но и часть сверстников отнеслась к их возникновению критически. Старшие сказали, что дудеть и барабанить мало. Комсомол в советские годы ездил на ударные стройки — там, между прочим, и проявлялись будущие лидеры. Собственно, сами представители движения «Наши» пояснили: речь идёт о системе «подготовки управленцев-профессионалов взамен существующей правящей элиты». А с каким опытом они хотят стать той самой элитой?

— Что касается движений, то это сфера абсолютно манипулятивная. Объединения были созданы властью для решения совершенно конкретных проблем, на фоне «цветных революций» в других государствах, движущей силой которых, главным образом, были люди молодые и среднего возраста. Для противопоставления «революционерам» и организовали российскую молодёжь. Не исключаю, что кому-то из «отцов» данных движений это виделось более идеалистично. Но тогда и заниматься этим надо было немножко по-другому.

Насколько люди, которые входят в эти объединения, искренни в своих убеждениях, мне сказать трудно, я никогда «внутри» движений не был. В жизни трудно всё разложить по полочкам. С одной стороны, работа с подрастающим поколением вестись должна, организации необходимы, молодёжь тянется к ним. Ведь почему многие уходят в неформальные группировки, в радикализм или в бандиты? Да потому, что там они чувствуют поддержку, коллектив. В подростковом или юном возрасте человеку ориентироваться трудно. Он многого не понимает и многого боится, а страх компенсирует собственной агрессией. Ему нужны ответы на вопросы и желательно не слишком сложные. Он хочет опереться на кого-либо, получить поддержку и помощь. Если этого нет, то его подбирает улица. Так было, так есть и так будет.

Поэтому работать с молодыми нужно, создавать организации необходимо, но вот степень искренности и веры в предлагаемые ими идеи оценить трудно. Поскольку движения, о которых мы говорим, были разовыми проектами, направленными на решение тактических политтехнологических задач. На мой взгляд, в массовые организации они перерасти не смогли. Вирус бюрократии убивает благие начинания, подчиняя всё разовым задачам. Сегодня эти движения перестали активно поддерживать, их и не видно и не слышно.

Полагаю, в движения входят искренние молодые люди, ведь искренность — это свойство молодости. Но где они? Их «рулевые» на виду, а «рядовые» чем занимаются? Все эти крупные движения вызывают скепсис, но я бы не стал огульно обвинять всех, входящих в них молодых людей в карьеризме. Наверняка они делают — или хотят делать — благие дела, но «флагманами молодёжи» они так и не стали.

Готовят ли они элиту? Может, кто-то из них в перспективе и войдёт в её состав, всё зависит от личного морального выбора каждого конкретного человека. Да, государственная работа важна, но, как показывает практика советского времени, и в комсомоле было множество подонков. Но было и огромное количество молодых, которые искренне верили во всё, что они делали.

Есть среди наших молодых поколенческие волны. В своё время демократы говорили: «Когда же, наконец, встанет на крыло первое свободное поколение!». Так называемое «свободное поколение» вступило в жизнь: речь о людях, осознавших себя в девяностые годы. Но ничего хорошего они не демонстрируют. Может, надежда есть на следующую волну молодых? Тех, которые формировались последние десять лет, когда информационная и культурная среда начала меняться. Подрастут ребята, которым сегодня по десять-двенадцать лет, глядишь, у них будет с головой получше. Хотя общая, глобальная тенденция даёт, скорее негативный прогноз — всё равно надо бороться.

— Средняя зарплата по России составляет 26840 рублей — это данные Федеральной службы государственной статистики на январь нынешнего года. Прожить можно, но в восторг эти цифры молодых не приводят. В том смысле, что она не видит перспектив роста. Кто может сказать, какая её часть не разочаровалась в нашем специфическом рынке, где двигай реформы — не двигай, а заработанных денег хватает лишь на элементарное существование?

—Ни государство, ни общество не могут определиться, каких реформ они желают. В наличии — раздрай в головах и диссонанс в развитии страны. Соответственно, молодёжь тоже на перепутье. Совершенно очевидно, что модель зарегулированной, абсолютно плановой экономики ушла в прошлое. Но так же очевидно стало, что свободный либеральный рынок несёт в себе столько издержек, перекосов и негатива, что с ним страна успешно развиваться тоже не способна.

Компромиссной модели у власти нет, отсутствует она у старшего поколения. Так откуда же взяться пониманию реформ у молодёжи? Ей очень сложно определиться в нынешней ситуации, она становится жертвой отсутствия единого «взрослого» взгляда на развитие России. Мы сетуем на молодых — а ведь они живут не в безвоздушном пространстве, они — продукт своего времени. Своих родителей, потому что в первую очередь человек начинает формироваться в семье, и только потом вступают в действие институты социализации. Соответственно, если у отца и матери разруха в головах, чего ждать от ребёнка? А когда он подрастёт, то столкнётся с мешаниной взглядов и мнений в обществе.

Я сочувствую молодым, которые выросли в атмосфере псевдомечты: они пребывают в заблуждении, будто жизнь может быть такой, как её показывают в рекламном видеоклипе. Их столкновение с действительностью окажется куда больнее, чем у предыдущего поколения. В советское время всех готовили к тому, что жизнь — борьба и труд. Поколению, выросшему на телевизионной картинке сладкой жизни, не позавидуешь.

Нашей молодёжи сегодня предстоит сделать нелёгкий выбор: либо гедонистическая модель поведения и стремление как можно лучше «устроиться» в жизни, либо — учёба и работа. Но практика показывает, что выбор второго пути не всегда приносит желаемые плоды. Можно получить хорошие знания в вузе, а потом не найти себе достойного применения с адекватной зарплатой, и, в итоге, пойти чем-нибудь торговать.

— Недавно Владимир Путин напомнил, что в Европе и США безработица составляет 25-26 процентов, а среди молодёжи 40-60 процентов. А из данных Росстата, опубликованных в ноябре прошлого года, следует, что доля молодёжи до 25 лет составляет среди наших безработных 30,7 процента — при общем уровне безработицы в 5,3 процента. К тому же, по мнению экспертов, молодёжь значительно реже регистрируется на бирже труда, чем люди другого возраста.

— Здесь есть парадокс. Вроде бы молодость это преимущество, однако реально бизнесу нужнее всего люди, имеющие опыт работы, не слишком молодые, но и не слишком старые. Но с другой стороны, реальность изменилась и значительное количество людей в нашей стране, включая молодёжь, формально нигде не работая, на самом деле имеют некие источники доходов. То есть, статистика здесь не может дать абсолютно адекватной картины происходящего.

В целом я за возрождение государственной системы социализации — образование, профессиональная подготовка, трудоустройство. Отличие от советских времён должно состоять в том, что действовать эта система должна для тех, кто хочет.

Проблема здесь опять же в отсутствии оптимальной экономической модели развития. Скажем, возродили мы систему распределения. А куда распределять, если многие вузы продолжают готовить специалистов для практически исчезнувших отраслей экономики? То есть, рабочих мест просто нет.

— Ясно одно: если власть ограничится лишь созданием упомянутых объединений, то с молодёжью примется очень активно работать оппозиция. Лозунги примерно ясны: «Только настоящая демократическая власть сделает вас миллионерами!». Понимание этого есть?

— Молодёжь всегда стремится к действию. Не предложат ей позитивного варианта участия в жизни страны — она выберет негативный. В этом смысле молодёжь в любом государстве во все времена являлась питательной средой для любой оппозиции. Для тех, кто говорит простые вещи: «У тебя не складывается жизнь, потому что власть плоха! Переизберём, поменяем, разрушим с твоей помощью — и заживёшь ты прекрасно!».

Молодёжь предпочитает простые ответы на сложные вопросы. Так что она — благодатная среда для работы оппозиции, собственно, правые и левые настроения в нашей молодёжи достаточно популярны. Не только у нас, но и на Западе эти взгляды распространены в субкультурной протестной среде молодёжи. Протест становится чуть ли не смыслом жизни. А сможет ли взрослое поколение, создавшее нынешнюю жизнь, предложить молодёжи конструктивную альтернативу оппозиции? Вот главный вопрос – при том, что многие запросы молодых заведомо завышены. Так что здесь больше зависит от старших.

Но опять мы сталкиваемся с двойственностью: с одной стороны, мы говорим молодым, что их требования невыполнимы, а мечты иллюзорны. Надо учиться, работать, строить, растить детей. Но, с другой — все средства массовой информации эти иллюзии поддерживают и культивируют. Вся субкультурная матрица убеждает: существует некий идеальный мир, где можно сладко жить и почти не напрягаться, к созданию которого надо стремиться. Человек, по своей слабости, склонен к тому, чтобы верить в сказки, нежели в то, что заставляет его учиться и работать. Проще говоря, современная молодёжь страдает собственными болезнями, а с другой — страдает от тех недугов, которые старшие поколения внедрило в нашу жизнь. Создало ситуацию, в которой крайне сложно сделать свой выбор.

Я всё-таки надеюсь, что здоровая часть молодых, понимающих, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, станет формировать будущее страны. Остальные — добровольно выпадут в маргиналы и останутся жить иллюзиями. Их жаль, так как разрушение грёз будет болезненным. Правда, я не исключаю, что недовольство этих маргиналов кто-то попытается переключить на разрушение. Возможно, для этого и готовится масса недовольных. Ведь на самом деле, никто, кроме нас самих, нашу Родину беречь не будет.

Беседу вел Виктор Грибачёв

Специально для Столетия