Гырон Быдтон — праздник после страды
«Финно-угры в Россию не вступали — финно-угры Россию строили. Много веков назад наши предки от Алтая до Финляндии создали своеобразную диагональ Европы, в которую вплетён и прекрасный цветок удмуртского народа». Эти слова я сказал, когда мне оказали честь приветствовать от имени Ассоциации финно-угорских народов России участников традиционного праздника удмуртов «Гырон быдтон» в Балтасинском районе Татарстана.
Балтаси — самый северный район республики. Эти места уже можно считать Предуральем, где привычно-равнинный пейзаж Татарстана сменяется живописными лесистыми холмами. Здесь сходятся границы трёх регионов: Татарстана, Кировской области и Республики Марий Эл. Соответственно, кроме татар и русских здесь проживает немалое количество мари и удмуртов. До сих пор, с советских времён здесь соблюдается традиция «Костёр Дружбы», когда дети трёх регионов собираются у костра поочерёдно в каждом. И нынешние главы трёх районов ещё октябрятами участвовали в таких «кострах».
«Гырон быдтон» можно перевести как «окончание пахоты, окончание полевых работ». Это роднит удмуртский праздник с татарским Сабантуем, мордовским Балтаем или Петровым днём, марийским Семыком. Собственно, и Сабантуй в поселке Ципья, куда мы прибыли, проводится на этом же Майдане. Он находится у подножия холма, где располагается кладбище. Ушедшие предки незримо присутствуют на празднике, а многие гости поднимаются к родным могилкам и поминают усопших. Майдан окружён торговыми рядами, стоит эстрада для артистов и все аттракционы и принадлежности для проведения соревнований. Программа праздника напоминает Сабантуй — бой мешками, штурм наклонного бревна, катание яиц. Но, оказывается, удмурты, как и татары, соревнуются в конных скачках, чего у мордвы я не замечал. Есть у них и «фирменные» соревнования: «Ловля лося», где на деревянный макет животного нужно набросить аркан и гонки на лыжах по траве. Причем на каждой паре лыж — «экипаж» из трёх человек.
Но прежде, чем начнутся соревнования, участников праздника приветствует вице-премьер Татарстана Зиля Валеева, глава района Марат Зарипов, почётные гости и профессиональные и самодеятельные артисты как из Удмуртии, так и из районов Татарстана с компактным проживанием удмуртов. В республике принято «привязывать» национальные праздники населяющих народов к конкретным районам.
Народ всё прибывает. Приехавшая с нами начинающая журналистка из журнала «Наш дом — Татарстан» грузинка Тамуна спрашивает меня — не нужно ли расширять масштаб и количество участников подобных праздников? Я ссылаюсь на результаты деловой игры, которая проходила у нас весной. Там определили, что именно такой состав, который мы сейчас наблюдаем, около тысячи человек, наиболее оптимален. Он позволяет сохранить атмосферу участия в празднике для каждого гостя, не превращая его в массовое безликое шоу. Обращаю внимание, что на празднике — всего два милиционера, да и то они регулируют размещение машин на стоянке. И всего три крепко подвыпивших мужичка, которые не хулиганят, а вдохновенно танцуют перед сценой, где сменяют друг друга удмуртские коллективы. Вот вам и «спивающаяся деревня».
А на Майдане начинается главное. Старейшина с караваем хлеба обходит круг, сопровождаемый сеятелями. В центре круга он произносит слова благодарности, просит небо о дожде, о хорошем урожае. Женщины, встав на колени, образуют вокруг старейшины гигантский круг Солнца. Костюм удмуртки не перепутаешь ни с каким другим. Самое характерное в нём — ткань «шотландка» красно-шоколадного оттенка. Такое можно встретить ещё на русском Севере и, разумеется, у кельтов, с которыми у удмуртов существует мистическая связь.
Гостей Майдана угощают ритуальной кашей, которая варится тут же на кострах, не обделяют и другими удмуртскими яствами. Не обходится и без национального напитка — кумышки. Пить его гостям полагается из чаши, прикрепленной к концу посоха, который держит в руках хозяйка. Гость руками к чаше и посоху не прикасается. Так что выпить не «до дна» не получится.
Недаром начальник управления Аппарата Президента Вячеслав Никифоров заключает: «Пока за столом не посидел, чувства праздника нет. Без стола — это не праздник, а шоу». А мы благодарим гостеприимных хозяев и покидаем Майдан, где праздник набирает обороты. А желаем только одного — пусть сегодня пойдёт дождь. Заждалась его землица…