27 ноября 2010

Футуродизайн — дело стоящее

В мае в «Финно-угорской газете» опубликован ма­те­риал М. Долгих «Меньше политики, больше куль­туры…», посвящённый итогам «круглого стола» по этническим вопросам в Комитете по делам нацио­наль­ностей Государственной Думы. Итог «круглого стола» подведён фразой: «Самим же нацио­наль­ным автоно­ми­ям предложили соблюдать законы Россий­ской Фе­дерации, поменьше заниматься политикой, а вместо этого сконцентрировать усилия на «уставной» дея­тель­ности — сохранении национальной культуры, языка, обычаев и межкультурном взаимодействии».

Можно было бы съязвить по этому поводу, что и профильным комитетам Госдумы следовало бы поболь­ше внимания уделять качеству принимаемых законов и, особенно, отработке механизмов их неук­лон­ного исполнения, но воздержусь. Лучше вспом­ним концепцию исправления имён Конфуция «чжен мин»: «Когда имена непра­вильны — суждения несоответственны; когда суждения несоответст­венны — дела не исполняются». Меня, как председателя национально-культурной авто­но­мии, эксперты «круглого стола» призывают «поменьше заниматься полити­кой». Тогда что есть «политика» с их точки зрения? Некая сфера, куда «посто­рон­ним вход воспрещён»? Сфера человеческой деятельности, сводящаяся к трём элементам: завоевание государственной власти, удержание государст­венной власти и использование государственной власти? Если первые два элемента — вне интересов национально-культурных автономий, остановимся на последнем. Мы занимаемся политикой, «используя государственную власть», благодаря своему влиянию? Не всё же только власти нас использовать…

Обратимся к определениям.

Политические организации — совокупность государственных и него­су­дарственных институтов, выражающих интересы определённых социаль­ных слоёв.

Политические субъекты — индивидуумы, социальные группы, общест­ва, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Если я, как председатель НКА мордвы Татарстана, в своей работе в интере­сах нашей «сетевой» структуры, составляющей полпроцента населения рес­пуб­лики, использую две властных вертикали — Татарстана и Мордовии, то я зани­маюсь «национальной политикой»? Но эксперты «круглого стола» мне этого «не рекомендовали». Как я использую «вертикали»? А так, как выразились предста­вители Федеральной еврейской НКА на форуме в Казани, который проводил Минрегионразвития и общественные организации, — в качестве «ходатая». Это не синоним «просителя». Ходатай — равноправный партнёр в разработке и реа­лизации проектов. В Татарстане, например, многие мероприятия финно-угорской этнической направленности проводились Министерством культуры задолго до появления НКА мордвы. Сложилось много традиций. Но традиции требуют раз­вития. А не мешают ли этому процессу (вспомним Конфуция) некоторые проти­воречия в Федеральном законе о национально-культурных автономиях? Там целью деятельности НКА провозглашаются «сохранение самобытности, разви­тие языка, образования, культуры». Самобытность народа надо сохранять, а язык и культуру — развивать. Хотя они не спросят нашего согласия — сами будут развиваться, либо деградировать. А вот «сохранение» — термин музей­ный, стоящий рядом с другим, похожим, — «архаизация». Вещь знакомая — случись в городе праздник, звучит молодецкий клич: «А вот соберите-ка свою мордву, чувашей, табасаранцев. Да чтоб в лаптях, с прялками да туесами, будем дружбу народов обозначать!» Что ж мы на работу-то в национальных костюмах не ходим? Впрочем, как и баварские немцы, надевающие дедовы кожаные шорты только на пивной фестиваль.

«Архаизация», наложенная на «развитие», порождает «Хаос». Особо страш­ного тут ничего нет. Хаос Нобелевского лауреата Ильи Пригожина — это мате­матически осмысленный, управляемый хаос, из которого сотворится Новое. В апреле, на финно-угорском форуме в Йошкар-Оле мне понравилось слово — «этнофутуризм». Проектирование будущего своих народов, что гораздо привле­кательнее для молодёжи, чем «сохранение». А в июле, в Казани, я попал на семинар, который проводил сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша РАН, координатор программы «Иной Континент» Назым Сайфуллин. Эти математики занимаются футуродизайном — проектированием Смыслов для нашей будущей цивилизации. При этом в программе «Иной Континент» созда­ние инопланетных поселений, освоение Штокмановского месторождения или полёт на Марс — всего лишь прикладные аспекты. Главное — проектирование Новых Смыслов, чем программа и занимается на «виртуальном кульмане» в Интернете. Почему бы не проектировать на нём и будущее Финно-Угрии? При­соединяйтесь, молодёжь. Там вы сделаете столько «открытий чудных» для вашего и нашего будущего! Во всяком случае, это значительно интереснее, чем отслеживать траекторию — «а не вляпался ли я в политику». Да пусть не беспокоятся — не претендуем, а политические посты от вас не уйдут. В буду­щем. Важнее сейчас спроектировать то, что вы на этих постах будете осу­ществ­лять, когда отсохнут бесплодные ветки.