Формирование «Я-концепции»
(по книге Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко «Психология и педагогика для технических вузов»)
Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1. Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребёнок понимает, что его тело существует независимо от внутреннего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребёнок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребёнка как отдельных существ.
2. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признаёт себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребёнка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестёр. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребёнка ещё не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя с родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети, или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своём окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать своё поведение. Наибольшее влияние на развивающийся у ребёнка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных или неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и всё это кладётся в основу собственных представлений ребёнка. Происходит процесс ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, в ходе которого ребёнок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т. е. принимает их как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребёнок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребёнок говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. ребёнок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас ещё не способен перебороть. Развивающаяся «Я-концепция» и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
3. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учёбе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребёнок способен добиться успеха в учёбе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они всё же смогут преуспеть в чём-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть ещё шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающих определёнными свойствами, составляют «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребёнок принадлежит к социальной среде, где образованию не придаётся большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учёбе.
4. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлечённый характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков и юношей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девочки развивают ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ — целостное, связное представление о себе.
5. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Факторы, влияющие на «Я-концепцию»:
- восприятие ребёнка другими (родителями, сверстниками и т. д.)
- социальные ценности, ожидания, идеалы
- опыт социального поведения
- внешние данные, ощущения силы, здоровья
- самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков)
А ТЕПЕРЬ, ВНИМАНИЕ — С Ю Р П Р И З !!!
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте, как формировалась Ваша собственная «Я-концепция». Опишите этапы, факторы, результаты её формирования. В письменном виде, чтобы сдать работу на следующей лекции.
Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:
1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускников начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.
2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конспектируйте вышеизложенное.
3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».
4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столяренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.
5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей перестройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехороший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколении просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Некоторые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?
6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.
7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконкурентноспособная».
8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей. Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…