16 марта 2017

Фейк, мой фейк…

Некоторое время назад в Интернет был запущен «фейк» на тему, что в восемнадцать крупных городов России внедрены «смертники» для совершения терактов. Публиковалось некое «обращение» непонятно от кого. Публиковать его нет смысла. Одно издание попросило меня высказать свое мнение о подлинности «сообщения» и изложенной в нём информации. Психологов о чём только не просят. Вот что я ответил.

Предоставленное для анализа явно «фейковое» сообщение представляет собой непрофессиональную попытку вызвать панику среди населения на базе создания когнитивного диссонанса.

Вызвать противоречие у людей между восприятием реальной ситуации (стабильная обстановка, длительное отсутствие терактов на территории России  благодаря активной работе спецслужб) — и сообщением о «хрупкости» такой ситуации: наш враг силён, вездесущ и задумал серьёзное злодеяние. Мы от него — беззащитны, поэтому надо сидеть по домам и стараться не попасть в зону возможного теракта.

Напоминает (с обратным знаком) кликушество небезызвестного депутата Е. Фёдорова (НОД) на тему: нами управляют из Америки, все чиновники и депутаты — агенты Госдепа, мы предали будущее своих детей, проголосовав за Конституцию. Поэтому надо всем выйти на улицу и поддержать Президента.

В соответствии с теорией распространения информации И. Ашмарина, «раскрутка» кому-то выгодной темы (типа предполагаемых терактов) в СМИ и Интернете проходит с циклом в три месяца: нарастание темы, количества упоминаний — постепенный спад «до нуля» к концу цикла. Что-то типа кривой «нормального распределения». Если на графике вместо нормального распределения появляется горизонтальное «плато» — значит, тема кем-то искусственно поддерживается (и оплачивается). Пример такой кампании — истерия по поводу семилетней давности фотографии Патриарха с дорогими часами на руке.

В сегодняшней ситуации информационные поводы возникают очень часто и «глушат» друг друга: избрание Трампа, арест Улюкаева, смерть Фиделя Кастро и т. д.

«Фейк» про готовящиеся теракты, никем не проплаченный и не поддерживаемый, быстро «затерялся» среди более значимых сообщений. Соответственно, за этим «сообщением» никакие серьёзные силы не стоят. В пользу версии о непрофессионализме автора «фейка» говорят следующие особенности:

  1. Ссылка на «первоисточник» в ФСБ. Обычно говорят «наш источник»
  2. Заслано всего 18 смертников на 15 городов. Как же они смогут совершать «серии» терактов в городах.
  3. «У нас очень мощное усиление» — у кого «у нас»? У ИГИЛ?* Но вы же только что ссылались на ФСБ.
  4. Если так, как же обошлись без любимого «аллахакбар»?
  5. Список городов до боли похож на список городов СССР (там было 18 как раз) из американского плана «Троян» по атомной бомбардировке важнейших центров Советского Союза от 3.11.1945 года

Вывод: для «бармалеев» из ИГИЛ* написано слишком грамотно. Для «пятой колонны» — слишком безграмотно. Чувствуется «рука» подростка-школьника, «жертвы ЕГЭ» (типа телефонного звонка, что школа заминирована). Или попытка провокации какого-то «диванного чегевары», запустить слух вроде того, как «ФСБ в Москве дома взрывала». Мало кто поверит, но «осадочек» может остаться. При этом автор совершенно не учёл «правило пяти рукопожатий» или «теорию шести почтовых переходов» Стенли Милграма, которые работают при профессиональном формировании слухов и паники.

Кандидат психологических наук Новиков С. В.

* запрещённая в России организация.