5 июня 2010

Эрзянская земля с татарским названием

30 мая в деревне Мордовская Кармалка Лениногорского района Татарстана прошел традиционный праздник «Балтай». «Кара мал» по-татарски значит «чёрное дерево». Когда-то здесь действительно жили татары, но поменялись три с лишним века назад местом жительства с пришедшей мордвой. Предание гласит, что больше ста лет назад старик-отшельник по имени Балтай, живший в соседнем лесу, решил позабавить детей. Надел на себя «шубу» из кленовых веток и, изображая «медведя», прошёл по деревне во главе целой детской процессии.

Глава сельского поселения Алексей Павлович Бабакаев со смехом вспоминает, как в начале восьмидесятых он, будучи парторгом колхоза, взял гармошку и прошёл по деревне легендарным путем Балтая. Кто-то «стукнул» в райком. Парторга ругали — «зачем народ смешишь».

Ныне праздник «Балтай» имеет республиканский статус, но в этом году из-за кризисных проблем у традиционных спонсоров, сельчане решили сделать его камерным, в «своём кругу». Так и получилось — без помпы, но не без гостей. Прибыл на праздник руководитель Исполкома Ассамблеи Народов Татарстана Н.М. Владимиров (тем более супруга его — родом из этих мест). Не мог не приехать и председатель НКА мордвы Татарстана Сергей Новиков. Был и самый почётный гость — уроженец Кармалки, советник губернатора Саратовской области и главный «финно-угр» Саратова Павел Фёдорович Чатуров. Благодаря ему, праздник «Балтай», который зародился как местный и уникальный, празднует и саратовская мордва. Впрочем, не только. Прибывшие из Ижевска землячки Моисеева и Кудашова заверили, что праздник отныне празднуют и в Удмуртии, где они организовали мордовскую диаспору. «Балтай» шагает по планете. Может быть, он действительно трансформируется в общемордовский праздник, подобно татарскому Сабантую. Во всяком случае, необходимость такого праздника у Главы Мордовии обсуждалась.

 

Хозяева и гости двигаются на традиционную поляну, где пройдёт обряд обряжания «медведей». Есть сейчас, чего греха таить, газетный штамп о вымирающей и спивающейся деревне. Украдкой всматриваюсь в лица мужиков. Ей-богу — не более трёх, несущих на себе печать «зелёного змия». Лица у всех светлые и замечательные. Много детей. Летом население Кармалки заметно подрастает — на лето приезжают городские внуки. В местной школе первые четыре класса дети учат эрзянский язык своих предков и хорошо им владеют. Согласно традиции дети будут обливать процессию водой, призывая так нужный посевам дождь. А когда они станут бабушками, тоже будут обряжать «медведя», даже через сто лет. Впрочем, «выборы» «медведей» уже состоялись. «Медведем», «медведицей» и «медвежонком» обряжают тех, кто с завязанными глазами соберёт больше сосновых шишек. Все правильно: мордвин, не тот, кто самый сильный, а тот, кто самый ловкий.

 

Конечно, не всё благостно в Кармалке. Уменьшается население. Но даже те, кто уехали в город, сохраняют за собой дома, чтобы вернуться домой, выйдя на пенсию. В клуб и библиотеку, чтобы вручить подарки, пробираемся «нелегально» — энергетики отключили электричество за долги. Глава поселения продумывает вопрос, как бы с целью экономии перенести свой офис в библиотеку. Тут же начинаем обсуждать проекты возможного этнотуризма — что если в пустующие дома приглашать городскую мордву. Хотя бы затем, чтобы отведать ароматного кармалкинского хлеба и молока, не говоря уж об удовольствии послушать песни народные и современных местных композиторов. Есть в Кармалке такой самородок — Михаил Венедиктов. Был нефтяником, моряком, постранствовал по свету — и вернулся к своим корням — песни сочинять. Неувядаемая певунья Анна Александровна Мишкина, баба Аня, тоже пишет песни и стихи. Живёт в городе — возраст уже солидный, но каждый Балтай — в Кармалку. В праздник на ней надет старинный «панар» её прабабушки, которому сто семьдесят лет. А в соседнем селе служит молодой батюшка Константин — местный уроженец, ещё недавно, школьником, организовавший в деревне этнографический музей мордовской культуры.

 

Учились кармалкинцы и в Мордовском университете. Многие потом осели в Мордовии. В районе шутят: «Вы демографическую политику в интересах Мордовской республики ведёте». А сегодня провал демографии особо ощутим. Обычно мы в год направляли в Мордовию из Татарстана около десяти абитуриентов мордовской диаспоры. В этом году нашёлся только один — во многих мордовских школах в этом году просто нет выпускников. Это все поправимо. Хотя и не одним годом. И реальный федерализм и демократия в России — тоже дело не одного десятилетия. Вот только дадут ли их нам — три-четыре спокойных десятилетия? Очень уж много некомпетентных и бесноватых, как в стране, так и за рубежом, мечтают опять «ниспровергать» и «реформировать».

Процессия «Балтая», отдав должное множеству столов, накрытых гостеприимными хозяйками на улицах, подходит к финальному перекрёстку. «Шубы» «медведей» раздёргивают на ветки, и, похлопывая друг друга, желают здоровья — «шумбрат». А ночью действительно пошёл дождь. Традиции «Балтая» — незыблемы.