21 февраля 2010

Эпоха отражается в мелочах

На днях наглядно убедился в справедливости принципа Парето, чем как психолог с психологами спешу поделиться. Напомню: Вильфредо Парето — итальянский математик и статистик открыл, что в этом мире многое разделяется по пропорции 20–80 процентов. Двадцать процентов людей владеют восемьюдесятью процентами национального богатства. Из ста рублей, вложенных в рекламу, восемьдесят вылетают в трубу и лишь результат от двадцати можно проследить в виде появившихся клиентов и покупателей. Ну, и так далее…

Так вот, в связи с массовой автомобилизацией, когда за рулём у нас оказались не только хамы, но огромное число порядочных людей, наблюдал такую картину. У светофора на «стрелку» выстроились машины. Посмотрел в зеркало — нас оказалось ВОСЕМЬ. Причем шестая–восьмая машины на зелёный цикл явно не успевают, но встали в очередь, чтобы проехать на следующий зелёный. И тут же, со средней полосы, на тот же поворот пристроилось ДВА хама, которые туда и ринулись при первой возможности. Вот и заметьте — восемь — два, ДВАДЦАТЬ — ВОСЕМЬДЕСЯТ. Но нормальных–то водителей больше…

* * *

В нашем подъезде в августе прошлого года приблудилась кошка с новорожденным котёночком. Её накормили, выделили коробку, где они и жили вполне благополучно. Котенок подрос — и они исчезли. Через положенное время является уже с четырьмя котятами в знакомую коробку, к знакомой кормушке, которая нашими усилиями не пустует. Подросших котят разобрали в «хорошие руки». Теперь беременна третьим поколением и подъезд считает родным домом, населённым многочисленными и добрыми хозяевами. А вы говорите, люди очерствели… Это «иные» хотели бы, чтобы так было. Вот и кодируют население по зомбоящику. Только у них ни черта не выйдет. Как психолог психологам говорю…

* * *

Есть в психологии такой тест — М. Рокича, оценивающий какие ценности человек предпочитает. Туда входят, например — семья, свобода, интересная работа, деньги, творчество, равенство, красота природы и т. д. Выделяются три группы: предпочитаемые ценности, отрицаемые и пренебрегаемые, без которых человек готов обойтись в своей жизни. При всей индивидуальности оценок, можно выделить общие тенденции — возрастные или временные. Например, в ельциноидные времена первое и неоспоримое место у всех социальных групп занимало здоровье. (Его, мол, не купишь). Попозже люди, особенно молодёжь, стали предпочитать такие ценности, как свобода, интересная работа, семья. И вот новое поколение нынешних студентов опять ставит здоровье на первое и самое ранговое место. Можно объяснить это «кризисом» (ещё не тошнит от этого слова?). Но есть и кое-что новенькое — на место ценностей, без которых можно обойтись, многие нынешние студенты ставят СЕМЬЮ. Причем среди опрошенных большая часть — девушки. А вот это уже результат неустанной деятельности «иных» по разрушению семейных связей, атомизации общества, убиванию естественных механизмов сплочения и передачи опыта. Заметили, как сегодня популярны «гражданские браки»? Это современный эвфемизм слова «сожительство» или «блуд». Потому что, всегда гражданским браком, в отличие от церковного, называли отношения, регистрируемые в ЗАГСе, с печатью в паспорте. Это придавало ответственность гражданскому акту и решению двух людей. А теперь — чего паспорт пачкать? Мы тут потрахаемся, а если что — разбежимся без обязательств. Очень удобно. Особенно удобно это для «иных» — людьми без семейных корней и традиций управлять проще, чем столь любимым ими «гражданским обществом». А оно с семьи и начинается. И только семья себя способна защитить. Пригрозит, например, сексуально озабоченному отпрыску, настроившемуся на «гражданский блуд»: «Наследства лишу! Прокляну!». Всё на место и встанет.