7 июля 2009

Что же ты наделал, Томас Эдисон?

Недавно Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил очень разумную инициативу — энергосбережение. Экономить — это не наша национальная черта, тут он прав. А надо научиться. В частности — заменить лампы накаливания на энергосберегающие. Тут он во всём прав, я только «за».

А теперь, как психологи, рассмотрим «волны» манипуляции, этой инициативой вызванные.

Первая волна — информационная. Проводники идей от власти к обществу (СМИ) как один (даже подозрительно) прокомментировали событие в следующих словах: «Неэффективную «лампочку Ильича» заменим, как в Америке и Евросоюзе — на энергосберегающие».

Понятно, что «вшивый — про баню», про «плохого» Ленина. Но лампу накаливания изобрёл не Ильич, а американец Эдисон. А «лампочка Ильича» — отголосок плана ГОЭЛРО, который был выполнен, в отличие от предначертаний Анатолия Борисовича.

Вторая волна — экономическая. Даже не волна, так — рябь на воде. Почти не сказано, что энергосберегающие лампы (у меня дома почти все такие) — в основном китайские и прочий импорт. Я верю и надеюсь, что в правительстве просчитали стоимость переоснащения заводов, цену новых ламп и время окупаемости этого грандиозного проекта. Не потратим ли больше, чем «сбережём»?

Ну а третьей волны — эргономической — просто не было. Я вырос в городе Саранске возле электролампового завода. Мой отец работал на нём от фундамента до пенсии. Хорошо помню, что когда завод освоил выпуск люминесцентных ламп «дневного света» — они появились в каждой саранской квартире (разумеется, не через магазин, а через забор завода). Это совпало примерно со временем полёта Гагарина. И постепенно сошли на нет. «Дневные» лампы сохранились только у кактусоводов и в служебных, промышленных и школьных помещениях. Именно потому, что их спектр близок к естественному освещению, в целях гигиены зрения.

А в жилых домах остался жёлтый свет ламп накаливания. Потому что это спектр костра в пещере, домашнего очага, уюта. Ещё Маяковский писал: «…а чёрным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие жёлтые карты».

Это, конечно, сейчас не проблема. Мощные лампы ДРЛ-700 в уличных фонарях такой свет создают. Проблема в том, что лампы нового типа содержат люминофоры, пары ртути и после окончания срока действия (почти два года непрерывного горения) требуют тщательной утилизации. А это тоже — не наша национальная черта.

Хотя, что я про ерунду — зрение, экология. Главное — энергосбережение. Маловато энергии оставил нам Анатолий Борисович.