22 сентября 2009

Ах, Болонья-городок…

«Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу»

—В.О. Ключевский.

«В июне текущего года будет чествоваться в Верхней Италии юбилей старейшего в мире университета — Болонского, основание кото­рого восходит к XI веку. Получив от ректора Болонского университета приглашение при­нять участие в этом праздновании, Казанский университет постановил приго­товить для преподнесения своему старшему собрату адрес на итальянском языке и просить ректора И.А. Кремлёва и профессора М.М. Усова ехать на это празднование в качестве депутатов от Казанского университета.»

Газета «Волжский вестник», № 56, 1888 год

Надо полагать, ректора и профессора долго пришлось уламывать бросить неотложные научно-педагогические занятия и тащиться в глушь, к чёрту на рога, приветствовать «старшего собрата». Знать бы им, что буквально через столетие собрат превратится в «Старшего Брата» и сам явится «весомо, грубо, зримо» в наши палестины. Мы как-то в «битвах при ЕГЭ» забыли, что поступившие в вузы суперотличники с Кавказа и инвалиды с младых ногтей вольются в живительный Болонский процесс. Впрочем, оговоримся, что абсолютно сошедший с ума абитуриент, подавая документы в пятнадцать вузов, перед словами «Казанский технический» призадумался. Ещё великий Ленин говорил, что во все времена на врача, учителя и инженера нужно будет УЧИТЬСЯ. И знал полуграмотный «многобалльник», что ждут его здесь ласковые математики, сопроматчики и термеховцы, пройти которых — это не ЕГЭ купить. Поэтому, будем считать, что поколение к нам пришло не хуже предыдущих. Другое дело — что мы будем из него «ваять».

Конфуций говорил: «Если имена неправильны — суждения несоответст­вен­ны. Если суждения несоответственны — дела не исполняются». Чтобы выявить суждения, провел блиц-опрос коллег на тему «Что такое Болонский процесс». Суждения сводятся к нескольким тезисам:

1. Очередной ерундой люди занимаются

2. До сих пор мы, сиволапые, работали неправильно, но теперь Европа нам поможет

3. Это переход к бакалаврам—магистрам, но в самолёт, спроектированный бакалавром, я не сяду

4. Значительная группа опрошенных («имена неправильны») вообще называла «процесс» «Болонской системой обучения».

По поводу последнего — реплика. Нет никакой «болонской системы». Вернее, она есть — в Болонском университете. Но она, своя, есть и в Казанском государственном, и в Казанском государственном техническом, и складывались они десятилетиями, а не по команде. Например, наш выпуск 1980 года весь поголовно призвали в армию, в РВСН. В полку, где я служил, лейтенанты-двухгодичники помимо каистов, были из «Бауманки» и с ракетного факультета Днепропетровского университета («янгелевцы»). Вот один из днепровских как-то спросил меня: «А вы какой самолёт в КАИ изучали?» Я сначала не понял — мы вообще авиацию изучали, у нас разные самолёты на кафедре стоят. А оказалось, что у «янгелевцев» все работы, курсовые и дипломы делались только на базе ракет Михаила Кузьмича и подготовка инженеров «затачивалась» на «Южмаш».

Ещё удивительно то, что многие из нас, призванные нести в массы «болонский процесс», не знают, что начался он не с Болонской декларации, а со «Всеобщей хартии университетов» 1988 года. Это тем более удивительно, что сформировалась уже целая когорта специалистов, читающих целые циклы лекций по Болонскому процессу. Мне с ними равняться не с руки, поэтому — цитаты.

ВСЕОБЩАЯ ХАРТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

ПРЕАМБУЛА

«Нижеподписавшиеся ректоры европейских университетов, собравшиеся в Болонье по случаю девятисотлетия старейшего университета Европы, за четыре года до окончательного упразднения границ между странами Сообщества, имея в виду перспективы широкого сотрудничества между всеми европейскими народами и полагая, что народы и государства должны лучше, чем когда либо, осознавать роль, которую призваны сыграть университеты в меняющемся и интернационализирующемся обществе, выражают убеждённость…» Далее по тексту.

Вот, собственно и всё. Собрались мужики на юбилей, поддали по случаю и решили — сделаем шаги навстречу, ведь Европа объединяется. Вы, в Англии, называете — «бакалавр», мы, во Франции — «лиценциат», в Германии — «обладатель диплома», странные русские вообще — «незаконченное высшее образование». Те же русские учебный план считают в часах, а мы — в кредитах. Создадим что-то вроде общеевропейского вкладыша к диплому и пусть студенты перемещаются, формируя приемлемую траекторию обучения. А уже через десять лет в той же Болонье собрались министры образования стран Европы, подписали Болонскую декларацию и понеслось. «Донесясь» до нас, идея традиционно вывернулась наизнанку (см. тезис 2). Впрочем, послушаем мнения более авторитетные.

Лорд Джон Неттинг, вице-президент Оксфордского университета:

«Было бы большой ошибкой полностью отказаться от российской системы образования, которая сегодня признана во всём мире. Болонский процесс — это не подравнивание всех под одну гребенку, а творческое объединение структур, рынков труда, развитие мобильности студентов, но с сохранением лучших национальных образцов в системе образования на основе общих европейских стандартов»

Светлана Погорельская, доктор философии Боннского университета, с.н.с. ИНИОН РАН:

«Переход на Болонские критерии в высшем образовании многими в Германии воспринимается скептически. И в то время, как новые учебные курсы в рекордно короткие сроки штампуют глобальному рынку молодых «мастеров», национальные элиты придерживаются старых традиций. Например, политические фонды, по результатам строгого отбора назначающие стипендии одарённым студентам (многие из которых впоследствии работают в структурах государственной власти, в политике, в правовой сфере), отказались предоставлять стипендии для новых, укороченных курсов. По мнению фондов, процесс университетского образования не ограничивается накоплением знаний, это одновременно и процесс социализации молодых людей, процесс определения политических и общественных интересов, процесс окончательного становления личности»

Не забудем, что формируя Московский университет, Ломоносов и граф Шувалов практически скопировали прусское высшее образование. Ломоносов его на себе попробовал, знал что делал. И с бакалаврами сегодня проблем нет. Это уже сложилось — «офисный планктон». Помните — «в/о, ПК, опыт работы»? Осталось убедить народ, что это — высшее образование. Представьте надпись на КАИ — «Университет офисного планктона». Откуда вообще взялась идея про бакалавров?

Сергей Комков, президент Российского фонда образования, доктор педагогических наук:

«Получилось как в сказке про вершки и корешки. Мы просто взяли голую систему «бакалавр — магистр», но о содержании забыли. Хотя даже европейские коллеги сами признают, что эта система несовершенна и советская и российская системы намного эффективнее. Европа приняла её, пойдя на уступки американцам. В первые три года человек получает лишь общий набор знаний и только на четвертый год начинает изучать профессию. Американцы просто пытаются компенсировать тем самым недостатки образования в средней школе. Даже Билл Гейтс признал, что американская система образования терпит крах: «Мы перестали готовить интеллектуалов, а стали готовить потребителей». Я убежден: в России это делается с одной-единственной целью — чтобы перевести образование на платную основу.»

А наша задача проще — не перепутать в очередной раз педагогику и управление образованием, рациональное зерно Болонского процесса и абсурд образовательной политики. И да поможет нам простая истина — в России сплошь и рядом гибнут не только хорошие начинания, но идиотские — тоже.