11 марта 2012

А ведь у них получается…

Недавно проводил мастер-класс в центре «Волга» с активистами Лиги студентов Татарстана. Они — активисты, они — лучшие, пусть даже и карьеристы в душе. Работать было приятно. В кулуарах же чувствовалась «отдалённость» молодёжи от меня. Да, надо сделать скидку на возраст: студенты остаются в одном возрасте, а я старею. Но почему и в университете я чувствую отчуждённость, даже враждебность студентов к преподавателям, особенно заметную на фоне совсем других отношений в 1995—2005 годах? Потому что я тогда был замдекана и начальник управления внеучебной работы? Что-то не то… Или потому, что «вернулась синусоида» — в вузы пришли дети тех моих студентов 1988 года — озлобленных и «разрушенных» перестройкой, циничных и агрессивных?

Понять помогла видеозапись «лекции втроём» в Институте экономических стратегий с участием очень уважаемого мной А.И. Фурсова. Там прозвучала мысль: создание Интернет-сетей — это очень большие деньги. Неужели их создают только для удобства народонаселения и особенно молодёжи, как основного обитателя Сети? В чём глобальные задачи Сетей?

1. Формирование новых Смыслов. Одна девочка в соцсети на вопрос «Любимая книга» ответила: «Я на дуру похожа?». Пока над этим смеются и предлагают посмотреть на «ютубе» — до чего можно «докатить» сопливых дурочек. Пока…

2. Уничтожение исторической памяти. Появился очень удачный термин, синтез «школьника» и «сволочи» — «школота». Мы для них не просто «старые». Мы для них — никчемные и зря прожившие. Да и жившие ли? Ведь Истории — не было. «Иные» опять вырыли пропасть между поколениями, для этого и «десталинизация». Ничего нового — повтор «катастройкиной» мерзости. Но теперь — через Сеть, через миллионы. И у них — получается.

3. Оперативный контроль за группами и персонажами. Мы проигрываем битву за Интернет, подобно тому, как проиграли битву за умы благодаря «кремлёвским старцам». Теперь мы — «интернет-старцы». Серверы «фейсбуков» и «одноклассников» — вне России. А молодёжь от нас забирают…

4. Формирование конкретного поведения. Тут всё на виду: Тунис, Египет, флэш-моб, «болотники».

5. Ну и потом: Сети — это просто бизнес. Дорогой. И ничего личного.

Дмитрий Анатольевич — продукт перестройки, тот студент «из восьмидесятых»: компом, твиттером, Сетью владеет. Очень мечтает «разогнать всех этих пенсионеров». Владимир Владимирович — службист. Для него политика — цепь спецопераций и тоже бизнес. В комсомольских органах оба не работали. Значения, смысла и необходимости ИДЕОЛОГИИ не понимают просто физиологически.

У легенды о крысолове, уведшем из города всех детей, есть совершенно реальная аналогия про «крысиного короля». Крысу в клетке долго морят голодом. Потом подкладывают только что убитую крысу. Моральный выбор: своих есть нельзя, но она же мёртвая, а мне нужно выжить. Труп съедается, барьер — перешагнут. Потом в клетку запускают раненую, умирающую крысу. «Она всё равно умрёт, а мне нужно выжить». Потом — крысёнка: «Пусть победит сильнейший». Потом крысу, преступившую все табу, отпускают в общество. И она продолжает убивать себе подобных. И когда крысиное сообщество понимает, что случилось, оно уходит с этого места навсегда. Убить «крысиного короля» они не пытаются: мало ли что можно подцепить от сошедшей с ума и «испорченной» крысы.

«Иные» запустили к нам своих «крысиных королей», у которых «ничего личного». Нам запустить своих? Но мы их «делать» не умеем…

«Веселенький» же пост для сайта «Интернет-санаторий для ветеранов и инвалидов педагогического труда» у меня получился! Но подумалось — а ведь есть действительно «педагогические инвалиды». С теми активистами в «Волге» обсудили: есть в среде преподавателей свои «крысиные короли» — они ненавидят студентов, они берут взятки — «ничего личного». Выгнать их мы не в силах. Фурсенко со своей диверсией справился блестяще. Один выход — нам сделать первые шаги к контакту поколений. Им ведь, словно Каю, злая Снежная Королева воткнула в сердце льдинку. Авось отгреем — и растает… И ещё надежда, что опять «вернётся синусоида», придут в вузы дети «звёздного» поколения студентов 1995—2005 годов, поколения «Z» (см. «Концепция поколений»)

Здоровья вам. Психического… Ничего личного…