«Аватар» — жжот…
Писатель на белый свет может взирать отовсюду, даже из унитаза, но в таком случае у читателей складывается ложное впечатление, будто мир населён исключительно задницами и гениталиями. А разве это так?
—Юрий Поляков.
Когда на экраны вышел очередной кэмероновский шедевр, я ещё подумал — какое неудачное название. Журналисты может и удержатся, а вот любители «олбанского» языка обязательно поизгаляются на тему «Аватар жжот». Но не случилось. Содержание фильма легко было узнать из Интернета, благо профессиональных и доморощенных комментариев было не меньше, чем зрителей фильма.
Ну, выход нового блокбастера — событие коммерческое, и «раскрутка» его всеми доступными путями — правило игры. Но меня всегда интересовало, где сидит тот таинственный мужик, который и прессе и блогосфере дает отмашку — «обсуждать», даже если тема абонентам «не по формату». Вспомните, как все издания, включая «Вопросы племенного свиноводства», немедленно отозвались на бредятину по поводу «йогУрта», «договорОв» и прочего. Кто-то аргументировано возмутился, кто-то поумничал, кто-то «прикололся». Тема быстро «слиняла», а осадок остался. Язык — основа цивилизации, и если с ним можно в угоду убогим двоечникам делать всё, что угодно — то это и есть главный удар «под дых» этой самой русской цивилизации.
Нечто подобное, по «отмашке», произошло и с сериалом «Школа». Высказались и возмущённые профессионалы, и обрадованные вчерашние прокуренные школьные шлюшки и «особо одарённые». Блеснул эрудицией, как всегда, главный «профессионал» образования Фурсенко. Он, видите ли, бывает на экскурсиях в школах и хорошо знает ситуацию там. А сериал полезен, ибо заставит общество задуматься о проблемах школы. Да общество уже не первый год думает над главной проблемой — откуда ты, министр, взялся?
Взялся он, конечно, из «чужих», как и министр обороны, и все остальные. Ломать то, в чём ты ни дня ни работал — главный признак современного «реформатора». Чужое — не жалко. А воинствующий дилетантизм всегда очень решителен и энергичен. Но нельзя отказать им в великолепном профессионализме разрушения. Есть такое понятие — «педагогическая система». Нарисовать её нельзя, как нельзя нарисовать пятимерное пространство. (Очень рекомендую по этому поводу почитать И.С. Сергеева «Основы педагогической деятельности»). Так вот, педсистема, включая в себя самые разные элементы, обладает интегральным системным свойством — она действует независимо от доброй или недоброй воли этих самых входящих элементов. Педсистема «залечивает» раны, наносимые ей полуграмотными «реформаторами». Не платите учителям? Всегда найдутся подвижники и бессеребренники, пенсионеры и энтузиасты. Ухудшаете качество учеников и абитуриентов? Придумаем новые формы, «натаскаем» в конце концов, но научим и воспитаем. Вот «иные» и нашли хитрый ход — систему надо убивать в целом, не давая ни секунды передышки. Тут все средства хороши — «оптимизация» школ, финансовое стравливание педагогов, подкуп педагогического начальства, фурсенковизация и ЕГЭ, болонский процесс и сериал «Школа». Вчера только узнал, что, оказывается, в современной школе только треть людей работает в классе. А две трети — это роногороновские методисты и прочие «менеджеры». Я-то, увлечённый работой в вузовских аудиториях и школьных классах удивлялся — откуда появился этот сонм толстозадых дур, мешающих работать? А это, оказывается, работает Антисистема. Что делать?
Мне понравилась мысль публициста Исраэля Шамира: «Слишком часто мы задумываемся и пытаемся прогнозировать, что ОНИ сделают, что планируют наши враги. Надо перестать об этом задумываться — главное — это то, что сделаем мы. Пусть они на нас реагируют и с нами борются, а не наоборот. Я верю, что от России зависит будущее мира — а значит и от нас». Как это сделать? А на неформальных сетевых и личных связях. Недавно на одном из совещаний услышал такую мысль. На заводах технологи и начальники служб опасаются «озвучивать» производственные проблемы, чтобы решить их совместно с кафедрами вузов. Потому что «аффективные собственники» и бывшие «красные директора» немедленно скажут — а вы нам зачем? Вы — уволены! Вот и идёт такое сотрудничество «партизанскими» методами, через дипломные проекты и личные контакты. Не подключая гендиректоров и ректоров вузов (те тоже подкуплены Антисистемой и захотят получить «кусок»). Это, конечно, не покажут президенту при экскурсиях на уцелевшие заводы и не совпадает с «фэнтези» про модернизацию, но такова жизнь. Прорвёмся, товарищи педагогические партизаны. Здоровья вам. Психического.
P.S. Да, вы спрашивали — как мне «Аватар»? Не смотрел и не собираюсь. Просто не люблю ходить туда, куда пошли «все». Знаю семью, где дочка посмотрела фильм трижды – самостоятельно, с мамой и с папой. Приобщает «предков» к высокому. У каждого поколения свой «Чапаев». Телевизионного показа просто опасаюсь. Однажды решился посмотреть по ТВ какой-то из «Дозоров». Через пятнадцать минут голова заболела. Да и фильмов про Чингачгука студии «ДЭФА» с Гойко Митичем я насмотрелся в четвёртом классе. Сейчас просто появились великолепные спецэффекты. Кино это не убьёт, как само кино и ТВ не убили театр. Но что-то изменится.