Мордва! Как много в этом звуков
(Размышления на фоне юбилея)
Слушая вас, ловлю себя на мысли, что по жизни вы, похоже, руководствуетесь старой как мир мудростью: делай что должен, а там будь что будет. Ничем иным я для себя ваш уникальный оптимистичный пессимизм объяснить не могу.
– Спасибо моим предкам по линии мордвы – они были лириками, а лирики поэтизируют окружающую действительность. Больше всего я жалею о том, что не все люди лирики. Так жалко, что не все умеют радоваться простым вещам – тёплому дождику, чистому снегу, хорошей песне… Кому-то это счастливое свойство даётся от природы, но большинству надо воспитывать его в себе. Видите, опять к воспитанию пришли. С него всё начинается, к нему всё и сводится…
(Интервью Олега Митяева «Литературной газете»)
10 апреля 2016 года в Набережных Челнах, в Доме Дружбы Народов «Родник» состоялось празднование 10-летнего юбилея мордовской общины города и народного коллектива «Моро» («Песня»). Открывая праздник, председатель и основатель местной национально-культурной автономии мордвы Николай Фёдорович Буравов отметил, что мордовская община – самая молодая в «Роднике». И именно десять лет назад Николай Фёдорович – бизнесмен, руководитель – пришёл в «Родник» и узнал, что общины его родного народа в Доме Дружбы нет. «Это дело мы поправим» — сказал Буравов, и как брошенный в насыщенный раствор кристаллик соли, быстро «оброс» замечательными и талантливыми людьми мордовской национальности, каких много в этом славном городе. Ибо КамАЗ строила вся страна. А мне вспомнилось…
Голос: А свердловцев у вас сколько?
Смирнов: В университете Народов Востока больше 10 человек, это резерв.
Голос: Мариец – это то, что называется мордвой?
Смирнов: Нет, это черемисы, ветвь финского племени.
Голос: А куда мордва делась?
Смирнов: Такой республики нет(Из стенограммы секретного IV совещания ЦК РКП(б), 1923 год)
Так оно и было. Уже существовали Марийская, Вотская (удмуртская), Татарская и другие автономные области. Только в 1930 году саратовские мордва-коммунисты подняли вопрос о создании Мордовской автономной области. Первоначально её хотели создать со столицей в Бугуруслане, на Оренбуржье, но потом Мордовия была образована на более традиционном месте Пензенской губернии, в Поволжье. Потому что мордва есть везде, и в Набережных Челнах тоже. Вот такие мы, неторопливые – «поволжские финны», как называли мордву до революции.
Кстати, и меня пятнадцать лет назад «обнаружил» в Казани татарин-банкир из Саранска, Советник Главы Мордовии Шамиль Закариевич Бикмаев. Пригласил в тот ещё, старый Дом Дружбы (а я и не знал о существовании АНКО). Так я стал председателем НКА мордвы РТ.
Николая Фёдоровича называют «папой» мордовской диаспоры Челнов. Но есть ещё и «мама» — супруга Татьяна Александровна. И есть народный коллектив «Моро», созданный Александром Фёдоровичем Горбуновым – замечательным музыкантом, педагогом, Заслуженным работником культуры Мордовии и Татарстана. Память его и его супруги мы почтили на этом юбилее. А лучший памятник Александру Фёдоровичу – ансамбль «Моро» весь вечер блистал на сцене.
В 1908 году в Париже проходила всемирная выставка-конкурс народных костюмов. За свою красоту и функциональность мордовский костюм получил Гран-при. На концерте зрители могли убедиться, что сто лет назад парижане не ошиблись.
С древних времён в мордовском пантеоне женщины-богини занимали доминирующее место, в отличие от мужчин-богов. Так было и в быту. Но в «чисто мужских» сферах деятельности мужчины себя проявляли не менее активно. На празднике выступил руководитель проекта возрождения национальной мордовской борьбы «Тюштя тюрема» из Саранска Павел Валерьевич Мигунов. Он показал видеофильм о мирных сражениях мордовских богатырей, а я узнавал знакомые элементы. Вот такие же силовые упражнения делают на ежегодном мокшанском празднике «Валда шинясь» в тетюшском селе Кильдюшево. Там же стоит единственный в мире памятник герою мордовского эпоса – Тюште. Пригласили Павла Валерьевича с учениками приехать туда с показательными выступлениями. Но у него есть и более грандиозные планы – провести именно в Набережных Челнах, на базе местной общины «Олимпийские игры мордвы».
Вот так и должно быть. «Сетевая» структура мордовских общин Татарстана, пересекаясь с вертикалями власти Мордовии и Татарстана, привлекает в себя всё новых людей, развивает новые коллективы и мероприятия, связи с мордовскими общинами регионов России. Важно, что творит сам народ, а не «ценные указания» начальства. Вот буквально несколькими днями ранее юбилея с первым концертом выступил новый мордовский коллектив из Черемшана – «Эрзянка». У нас три коллектива с именем «Эрзянка» в республике. Один из них – «Эрзянка» из Лениногорска тоже выступил на празднике и поздравил своих земляков.
Радует, что и молодёжь принимает активное участие в наших делах и коллективах. «Сохранение» — это хорошо, но «развитие» — лучше. В истории всегда так было: выигрывает тот, кто предлагает более дальнюю политическую и историческую перспективу.
Две тысячи лет живёт мордва в Поволжье. Надеюсь, это продолжится…
Незадолго до этого праздника в Казани состоялось заседание Совета Ассоциации финно-угорских народов России. Председатель Совета, мэр Саранска Петр Николаевич Тултаев в лучших «андроповских» традициях предложил не заниматься самоотчётами, а переходить сразу к проблемам. Мы и перешли… На свою голову. Нас смешали с грязью, упрекали, почему мы не ломимся в кабинет к президенту РТ, не бываем каждый день в деревнях, плохо управляем общинами. Тултаев обиделся, что замы министров культуры и образования РТ, отчитав дежурные выступления, сразу ушли с заседания, вот и набросился. Наша общественная сфера национальных автономий всё более «огосударствляется». И с нас, общественников, начинают требовать, как с госслужащих, но только без зарплаты и финансирования: «ищите бизнесменов». Ну, об этом я выше сказал. А ниже – моё так и не прозвучавшее на том совете выступление:
Выступление на совете АФУН 12 февраля 2016 года (Казань)
Новиков Сергей Владимирович,
Председатель НКА мордвы Республики Татарстан.
1. 21 ноября 2015 года в этом зале проходила отчётно-выборная конференция НКА мордвы РТ. Обычно просят не заниматься «самоотчётами». Я предложил с них начать, чтобы оценить ситуацию в целом в нашей диаспоре. В Татарстане 20 тысяч мордвы, есть местные НКА в Челнах, Тетюшах, Казани, Бугульме. Компактное сельское население, где сосредоточена наша деятельность.
2. В нашей деятельности происходит переплетение двух структур: сетевых (сельские клубы, общины, творческие коллективы, школы средние и воскресные) и вертикали власти. Вертикали Татарстана и Мордовии оказывают значительную поддержку. Деятельность ассамблеи, Домов Дружбы, транспорт, участие в организации мероприятий, литература, пресса, поддержка образования. Портал Ассамблеи Народов Татарстана, чего многие диаспоры в других регионах не имеют. Но «вертикаль» сейчас как Акела – ослабела (деньги экономит). Советует «обращаться к бизнесу». Если это бизнес, как К.Г. Яковлев у чувашей или Н.Ф. Буравов у мордвы в Челнах – к ним «обращаться» не надо, они сами приходят и поддерживают. У остального бизнеса – нет национальности.
3. Наша сетевая структура, естественно, имеет своей базой село. И в первую очередь – школу. Можно привести в пример О.А. Третьякова или О.Д. Никушину, Р.М. Иванову – марийского и мордовских просветителей в самом прямом смысле слова. Там, в селе, более-менее это самое «сохранение» и «развитие» происходит. Появление праздника «Валда Шинясь» в Тетюшах, на очереди – каратаи. Растёт число участников школьных чтений на мордовских языках в Казани, даже саранские мордва обещают к нам «наплыв» устроить. Но школы-то мордовские у нас тоже «оптимизируются». Было в Татарстане четыре – осталось две. Проблема в городах, где национальная молодёжь «растворяется». В Казани несколько лет назад проходила конференция, организованная ФЕНКА – еврейской федерацией НКА. Так там евреи сказали: «Даже у нас молодёжь до 40 лет не очень интересуется языком и культурой своих предков». Они организовали «праздник-кейсы» — агитбригады, по запросу приходят в школу и организуют праздники и обряды. Это надо с младших классов, со студентами уже поздно.
4. Я уверен, когда-то сработает концепция «уроков толерантности» в Доме Дружбы в Казани, когда каждый школьник хоть раз пройдёт через его мероприятия и, надеемся, захочет вернуться. Но пока нам катастрофически не хватает информационной среды. Я даже не про Интернет (финно-угорская Сеть очень бедная информационно), а для молодёжи – это очень важная среда, хотя представление об этом с точки зрения нацполитики весьма преувеличено. Просто элементарно люди не знают о существовании НКА, не доходят до коллективов и школ хотя бы положения о конкурсах, праздниках, мероприятиях. Здесь «вертикаль» опять «тормозит». Да хотя бы информационный стенд в центре Казани с описанием и координатами национальных общин. Случайно познакомишься – а человек годами не знал, что мы существуем. СМИ (о них тоже говорилось на межведомственной группе) – дайте им денег, они про вас киноэпопею снимут. А денег нет. Надо искать более простые, но доступные формы пропаганды (в городском транспорте, например).
5. Макрорегулирование в обществе строится на ТРАДИЦИИ и ЗАКОНЕ. Цивилизация «РОССИЯ» (подчёркиваю: не «страна», не «государство») в 19 и 20 веке уже не была ТРАДИЦИОННОЙ. Закон у нас ТРАДИЦИОННО (извините за каламбур) не стал регулятором. ТРАДИЦИЯ с регулированием уже не справляется (глобализация, урбанизация), а КУЛЬТУРА на сегодняшний день практически уничтожена. Регулирование в обществе сегодня, надеюсь – временно, пошло тоже традиционно для России – через создание образа врага (ИГИЛ, террористы, «свидомые») это хоть как-то сплачивает общество.
6. Мы – россияне – синтетический народ. В нас и Византия, и Золотая Орда, и Московия, и Булгария. Но, заметьте: в этой мозаике Финно-Угрия заметного места не занимает. Хотя мы до сих пор – диагональ Европы (мари, удмурты, мордва, карелы, эстонцы, водь, финны, саамы). Территорий и нефти не требуем. Видимо, мы не обладаем некоторой «исторической агрессивностью» и сначала наши предки утратили ареал расселения (Поволжье), ряд народов ассимилировались (чудь, меря, мурома, мещера и другие остались в топонимике и гидронимике) а сохранившиеся – не занимают своей законной роли в исторической картине. «Свидомые» в/на Украине нынешних русских обзывают финно-уграми (словно это – оскорбление). Юморист Задорнов аж целый фильм снял, где доказывает, что Рюрик был славянин. Да хоть еврей! Кто его призвал-то «княжить нами»? Русь? Её ещё не было. А призвали племена: ильменские словены, чудь, меря и мордва. У нас даже поговорка есть: «Мордва в Россию не вступала, мордва Россию строила». Богиня Мокошь в славянский пантеон заимствована у мордвы.
7. Нужна внятная единая концепция истории и затем – единый учебник, о котором идёт много споров. Пока же этого нет. Есть скрытые от общества обсуждения в академической среде, подковёрная возня в Минобразования РФ, есть малодоступные по содержанию монографии. А кое-кто и в академической среде то тащит в XXI век Золотую Орду, то никак не избавится от зуда исключительности своей нации, то от комплекса национальной неполноценности. Министр культуры Мединский на днях призвал издать канон (так он выразился) «История народов России» как основу для общего учебника истории. А кто его разработает? Учёные. Недавно на заседании рабочей межведомственной группы по межнациональной и межконфессиональной политике в отчётах прозвучало как «индикатор», что проведено столько-то научно-практических конференций. А какой «выхлоп»? Очередные «публикации» для учёных. Где же тут «практическое»? Нужен единый исторический МИФ о наших предках в хорошем смысле слова. Понятный и доступный всем. Не замыкаться в рамках финно-угристики, в которой очень много хороших исследований и популярных публикаций. Интересную попытку сделало Минобразования РТ, издав разработанный факультативный образовательный проект «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан».
8. Возвращаясь к понятию «развитие» наших народов – это задача молодёжи. Её интересует будущее, если хотите – футуродизайн. Творческие конкурсы писателей, поэтов, в том числе – фантастов. Вот покажу как пример фирменный стиль нашей НКА, созданный молодым дизайнером – мордовочкой. Интернет, разработка интересных для молодёжи тем в науке, в рамках курсовых и дипломных работ по национальной тематике, устремлённой в будущее – этот резерв мы ещё мало используем. Здесь надежда на молодёжное обновлённое крыло мордвы в Саранске, им надо активнее влиять на диаспору.
9. Как говорил Конфуций: «Если имена неправильны – суждения несоответственны. Если суждения несоответственны – дела не исполняются». В русском варианте: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Уставные задачи НКА – «сохранение и развитие традиционных культур и языков». «Сохранение» — очень напоминает музейную деятельность. А в каком направлении вести «развитие»? Да и можно ли его «вести», или оно будет идти по своим законам, не спрашивая нашего мнения. И с «сохранением» бывают парадоксы. План работы по сохранению и развитию мордовского языка зачем-то назвали на съезде «дорожной картой». И таких слов-паразитов много. Например, надо избавляться от прилипшего слова «толерантность». Термин-то медицинский, а события в Германии показали, к чему эта самая «толерастия» привела.
10. У нас, на Президентском совете РТ Иосиф Дискин, председатель комиссии Общественной палаты так и сказал: надо выбросить навязанное нам слово «толерантность». Нам даже «дружбы народов» сегодня мало. Нам нужно буквальное «братство народов».
Впрочем, и толк от данного заседания Совета АФУН был. Вот, такой получили исторический документ: