Меня Жириновский видел
Этот материал публиковался в газете «Крылья» ещё во время второго срока Президента Путина. Потом был Медведев. Захотелось разместить его сегодня и как часть мемуаров «Записки свидетеля эпохи» и для сравнения: а ведь многое в России изменилось! И не только в худшую сторону. А вот «бесполые» существа в КАИ значительно размножились с тех пор. Да, впрочем, и КАИ-то уже нет. Так, буковки на фасаде. В первое здание вхожу как на чужую планету. И не больше двух раз за год. А в свете тенденции «укрупнять» вузы, видимо, и нас скоро «приклеят» к какому-нибудь «энерго» или «сельхозу».
Начиналось всё в духе национальных традиций. Правительство Татарстана объявило конкурс на получение грантов для обучения в ведущих образовательных центрах России и зарубежья. Участники — государственные и муниципальные служащие, руководители, преподаватели вузов. Подали документы, прошли тестирования и собеседования и сели ждать. В конце года, когда выяснилось, что с московскими и питерскими вузами наше министерство образования и науки не договорилось, нас, преподавателей, присоединили к группе госслужащих и направили учиться в Академию госслужбы при Президенте Российской Федерации.
Эта самая Академия, РАГС, — бывшая Академия общественных наук при ЦК КПСС. Центр мощный, хорошо оснащённый и с немыслимой архитектурой, в которой неопытный человек в первые дни теряется как в лабиринте. Зная об этом, организаторы заботливо везде расставили указатели, как попасть каждой делегации на свой семинар. Напротив, через проспект Вернадского, здание РАО ЕЭС. Довольно уродливый небоскрёб, без антенн и надстроек на крыше. Идеальная вертолётная площадка. Предусмотрителен Анатолий Борисович.
Наша пресса любит лепить ярлыки, которые устойчиво вошли в наш политический словарь. Вот, например, мы — преподаватели — это «бюджетники» (читай — не умеющие работать дармоеды). А те люди, с кем мы учились — «чиновники» (читай — исчадия ада, от которых все наши беды). На самом деле — это молодые, энергичные, амбициозные люди. Амбициозные не в смысле «хапнуть», а в смысле сделать. К тому же крепко стоящие на земле. Невольно сравнил их с собой, комсомольским чиновником 80-х. Всё-таки нынешние пограмотнее, особенно в юридических вопросах. Энергия та же. Одним словом, понравились они мне. Студенты, задумайтесь — если лучшие из вас станут чиновниками — это же рай на земле будет. А в бизнесе всё украли до вас…
К слову сказать, Академия находится на ветке метро «Юго-Западная», проходящей через «Университет». Насмотрелся на студентов МГУ каждое утро в метро. Не все конечно, но немало бесполых существ (условно мужчин), у которых то девичий пучочек волос со шпилечками, то бабская гребёнка в волосах, то «девочковый» ободочек там же. О «хвостатых» уже не говорю. Не могу описать радость, когда вернулся в КАИ и увидел наших студентов. Хулиганьё, конечно, но хоть на мужиков похожи. Бесполой шушеры у нас почти нет.
Да и вообще «метрошная» Москва напоминает внутренние органы больного организма. Серые лица, безвкусная одежда, затравленные глаза. На поверхности немногим лучше. Прошёл по всей Тверской. Только в одном кафе служащий в эту слякотную погоду протирал витрину и мыл парапет. В остальных «еврозаведениях» внешняя грязь и заляпанные рекламы никого не волновали. Очень похоже на старую кокотку, пытающуюся замазать свои морщины ярким макияжем. Нет, не здесь решится судьба России.
О самой учебе распространяться не буду. Люди, которые вели с нами занятия — ведущие учёные, эксперты правительства, аппарат Президента. Они пишут проекты законов, прогнозируют развитие страны. Получил много интересной информации. Подробнее можем обсудить на семинарах кафедры ПВШ (особенно по управлению качеством образования) и на ИППК. Печален был только рефрен всех лекторов: мы тут изучаем, прогнозируем, пишем, а Кудрин с Грефом делают так, как считают нужным. Убедился, что и там люди думают как мы, но что толку… Печально.
Один из дней учёбы был посвящён работе в Госдуме. Это ж удивительно, сколько посетителей поглощает это бывшее здание Госплана. Получив пропуска, встретились с депутатами от Татарстана. Поговорили, задали вопросы. Две информации. КАПО имени Горбунова войдёт в Объединенную авиастроительную корпорацию, но что толку. Финансирование строительства Ту-330 не предусмотрено. Греф с Кудриным говорят — заказы нужны. Заказов есть целых 100, но что толку… И вообще — «Единая Россия» — лидер только в Думе, а в правительстве — нет. Чудны дела твои, Господи. На территории России. А вторая новость — хорошая. Никакого «Лас-Вегаса» в Татарстане не будет. Ни в Камских Полянах, ни на ипподроме. Проиграть деньги можно будет только в тех четырёх зонах страны, которые назначены. А вопрос о возобновлении строительства АЭС ближайшие четыре года подниматься не будет, но потом — не исключено.
Самое феерическое зрелище — побывать в зале пленарных заседаний. Там есть гостевой балкон, куда на 20 минут по списку пускают посетителей. Это был последний день работы в Думе, перед каникулами. Но и в обычные дни там немногим лучше. Просто по телевизору видна лишь передняя часть зала, где нажимают кнопки «за всех». В остальной части — пусто. А немногие депутаты заняты чтением газет, выходами из зала, разговорами по «мобилам». Реально в заседании участвуют только Грызлов и тот, кто стоит на трибуне. Потом, правда, вышел Жириновский. Но едва он упомянул, что Туркменбаши убрали западные спецслужбы, наше время кончилось, и нас попросили…
Попросили нас пройти в помещение фракции ЛДПР. Посетили святая святых — кабинет Вольфовича, забитый сувенирами от народа, музей партии ЛДПР, получили немерянное количество сувениров. Умеют, умеют ребята работать. Вот только обидно, что Вольфович быстро ушел на банкет и не удалось с ним сфотографироваться. Словно вся жизнь прошла мимо. Некоторые из нашей группы все-таки дождались конца банкета и снялись с Жириновским. Уважаю.
Ещё в 1997 году на конференции в КАИ академик В.М. Матросов сказал, что демографическая комиссия ООН планирует к 2050 году оставить в России 50 миллионов населения. В одной из лекций прогнозы ООН были уточнены. Прогноз стабилизировать население России ООН уже не рассматривает. Есть только два сценария: либо нас в 2050-м будет 111 миллионов, либо, в худшем сценарии — 80. Не на это ли и работают те таинственные силы, которым ни Дума, ни наука противостоять не могут? Кстати, нигде никогда не прозвучали национальные и психологические особенности наших народов. Всё идет по линии формального менеджмента. Ох, не кончится это добром. Тем важнее, нам, на земле, делать так, как надо нам, а не им.
По итогам вручили свидетельство, что я прошёл курс обучения по программе «Государственное и муниципальное управление». А по закону о госслужбе в аттестационные комиссии, где решают вопрос об эффективности и карьере госслужащих, должны входить независимые эксперты. Их рекрутируют из сотрудников вузов и научных организаций. «Бюджетники» контролируют «чиновников». Так что, власть у нас — «под колпаком». А значит — всё получится. Мы ведь Родину любим не за что-то, а несмотря ни на что.