27 августа 2009

Листая старые романы

Как же полезно бывает перечитывать старые и забытые книги. Недавно на даче обнаружил роман французского писателя Рене-Виктора Пия «Обличитель». Свет он увидел в 1974 году, а на русском издан в 1984. Роман настолько старый, что в нём слова «маркетинг» и «холдинг» поясняются сносками внизу страницы, а будущий интернет называется «телевизионным управлением».

Пересказывать не буду — процитирую аннотацию:

«В острогротескной форме автор сатирического романа-памфлета показывает систему внутренних связей и человеческих взаимоотношений в технократическом капиталистическом обществе. В основе сюжета — полудетективная, полуфантастическая история, происшедшая во французской фирме, являющейся филиалом могущественной транснациональной компании «Россериз и Митчелл».

Перечитав роман уже «современным» взглядом, обнаружил там массу узнаваемых вещей уже из нашей нынешней жизни в «рыночной экономике». Цитаты. Американский топ-менеджер говорит французскому: «…когда-нибудь русские потребуют больше товаров от своего правительства, а когда магазины будут полны, система их рухнет под тяжестью аппетитов менеджеров. Сам президент Соединённых Штатов заверил меня в этом». А ведь так и случилось.

Или вот психологический портрет вполне узнаваемого современного «экономиста» или «бизнесмена» (не «нового русского»):

«Среднего роста, брюнет с угольно-чёрными глазами, носивший обычно тёмные костюмы в полоску. Он выдавал себя за знатока экономики и был типичным представителем большой группы людей от тридцати до сорока лет, очень похожих друг на друга и живущих одной и той же иллюзией — будто они принадлежат к тем, кто умеет управлять и извлекать прибыли. Обладали ли они на самом деле этим умением? Обладали ли они подлинными знаниями и культурой? В этом не было никакой уверенности. Почти все окончили известные учебные заведения: Институт политических наук, Школу гражданских инженеров, различные коммерческие училища, а затем понабрались кое-каких сведений из крупных газет. Они усердно изучали передовые статьи разных писак, распространявших чужие идеи и повторявших избитые истины. Они наспех заучивали несколько общепринятых правил, позволяющих понять, что такое баланс и по каким законам развиваются компании; они приправляли свою речь ходовыми англосаксонскими словечками и выставляли себя напоказ, хвастаясь своими достижениями. Они объявляли себя экономистами и всячески подчёркивали своё презрение ко всем остальным. Они не желали нести никакой ответственности, но при этом старались занять видные посты поближе к правлению или генеральной дирекции фирмы. Они, как кролики, бросались наутёк, лишь только им поручали руководить людьми и машинами, выпускающими продукцию. При всём том они не упускали случая дать совет по поводу методов, организации работы, а иной раз даже придумывали какие-то новшества. Самый вид карты Соединённых Штатов, висящей на стене, доставлял им истинное наслаждение. Они повсюду трезвонили, что пошлют своих детей учиться только в США. Они постоянно упоминали имена людей, на чей авторитет без конца ссылались: Маклюэн, Маркузе, Гэлбрейт, Блок-Ленэ, — своих недолговечных кумиров, которые вполне могли бы обойтись без таких невежественных поклонников, никогда не изучавших и даже не читавших их работ!»

И очень пророчески звучат слова из памфлетов Обличителя: «А пока помолимся богу, чтобы наше общество выиграло экономическую войну во имя великого процветания человечества…»

Пока они — выиграли. Но победа оказалась пирровой. Катастрофу они пока называют кризисом. Так что, ещё не вечер. А книгу советую прочитать расплодившимся студентам-пиарщикам. Вопрос хороший — с кем вы?