16 августа 2009

Советы первокурснику

Мало что, к сожалению, осталось в памяти нынешних поколений из многотомного ленинского наследия: «Учиться, учиться и учиться», «Ученье — труд и труд тяжёлый», «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Была и ещё одна фраза: «Настанет день, когда на земле останется только три профессии: врач, учитель и инженер». Ильич имел в виду, что на эти профессии всегда нужно будет УЧИТЬСЯ.

Вот давайте и разберёмся с вопросом: как учиться на инженера?

Какой-то мудрый человек сказал: «Инженерное образование — это знание того, в каком справочнике можно найти нужную формулу». Другой мудрец добавил: «Образование — это то, что останется в человеке, когда он забудет всё, чему его учили».

Современные студенты педагогикой подразделяются на пять типажей:

1. Намеренные овладеть системой знаний, глубоко освоить профессиональные умения и навыки — самая благоприятная, но не ведущая категория.

2. Стремящиеся показать хорошие знания по всем предметам, но знания эти поверхностны. Этакие задержавшиеся в детстве зубрилки.

3. Проявляющие ярко выраженный профессиональный интерес и поэтому уделяющие внимание только тем предметам, которые, по их мнению, «полезны» для профессии, по неопытности эту «полезность» оценивают не всегда правильно.

4. Студенты, у которых профессиональные интересы не укрепились, предметы ценят по случайным факторам — лектор «прикольный», информация показалась интересной, случайно попал именно на эту лекцию.

5. Ну, и все остальные…

Если вы относитесь к одной из первых четырёх категорий — вы не безнадёжны.

Продолжаем разговор

Иллюзия и трагедия всех первокурсников: чем же вуз отличается от школы? Так пугали… А тут — и дневников нет, и занятия пропускать можно — родителям не сообщат. И даже есть дни без лекций (можно устроиться подрабатывать).

Давайте усвоим, чем вузовская (лекционно-практическая) система обучения отличается от школьной (классно-урочной).

1. Лекция — основная форма передачи большого объёма систематизированного материала как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (СРС).

2. Практическое занятие — это форма организации, детализации, анализа, углубления, закрепления и контроля усвоения полученной информации (на лекции или в СРС) под руководством преподавателя.

3. В качестве основы обучения в вузе выступает СРС. (Усвоили разницу? В школе главное в обучении происходило на уроке. В вузе главное — когда Вы работаете в библиотеке, за компьютером, пишете курсовые работы, готовитесь к семинарам. Лекция лишь даёт Вам ориентир для СРС).

4. Учебная группа — центральная форма организации студентов на весь период обучения. Тоже не лишняя мысль. Дело в том, что через годы кроме диплома Вы получите главное «приложение» к нему — людей, с которыми Вы учились на одном курсе. Поверьте людям, которые получили высшее образование ещё в прошлом веке — в этом мире очень многие вопросы решаются звонками старых университетских друзей, даже если они уже министры. Очень важно, как Вы запомнитесь своим одногруппникам (если запомнитесь).

5. Совокупность учебных групп представляет определённый курс обучения.

6. Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.

7. Учебный год делится на два семестра, зачётно-экзаменационный период и каникулы. Таким образом, прежде, чем Вы будете допущены дирекцией (деканатом) к сдаче четырёх экзаменов в конце каждого семестра, нужно получить несколько зачётов. А они могут ставиться за выполненную курсовую, за совокупность контрольных заданий, за ответы преподавателю вплоть до учёта посещаемости.

А теперь поговорим об экзамене

Как об экзамене? Да ведь до него, как до Израиля пешком! Иллюзия… Неизбежное приходит быстро. Готовь сани летом, а к экзамену готовься с первой лекции.

Чтобы не кусать локти и не повторять молитвы: «Господи, сегодня пронеси, а в следующем семестре я учиться буду, в кружок запишусь, в библиотеке ночевать буду»:

1. Вернитесь в прошлое и спросите у старшеклассников — как именно этот преподаватель принимает экзамен. Учтите их печальный опыт.

2. У Вас три дня на подготовку и восемнадцать лекций в предмете. Если эти лекции видите в первый раз — про «четыре» и «пять» забудьте. Можете разделить восемнадцать на три и зубрить по шесть лекций в день. Сработает «принцип Штирлица» — запоминается первая и последняя информация. К тому же у Вас будет раздёрганный набор «лекций», а не знание предмета.

Поэтому в первый день прочитайте (но внимательно, понимая смысл) весь конспект, запрещая себе что-то заучивать. Во второй — повторите процедуру, особое внимание уделяя трудным местам и радуясь, как многое Вы уже знаете. В третий день доведите всё до совершенства. Сработает закон Эббингауза. Усвоенная информация забывается лавинообразно в первые 3—4 часа. Но потом темп забывания снижается и процентов 20 информации запоминается. Хуже не будет, но свободная ориентация в материале появится. Это преподаватели любят.

3. Преподавателей всегда умиляет наивность, с которой студент пересказы­вает списанный материал. Профессиональный преподаватель с третьей фразы чувствует, что смысла текста вы не понимаете. Будет уточнять. Как? А это смотря какие цели ставились им при обучении. Вот из нижеследующих уровней и будь готов к ответам на вопросы:

  • задачи мнемонического воспроизведения (Что это? Какая из? Как называется? Дайте определение) — на «трояк» потянет;
  • задачи мыслительных операций (Какой величины? Опишите, как протекает? Чем отличается? Каким способом?) — уже лучше;
  • задачи сложных мыслительных операций (объясните смысл, раскройте значение, как понимаете, докажите) — какой пытливый юноша!
  • задачи обобщения знаний и сочинения (подготовь доклад, отчёт о работе, напиши реферат) — тут и экзамена не нужно, только не перепутайте реферат с тем интернетовским хламом, который продают бессовестные преподаватели для бестолковых и ленивых, а Вы там выступаете торговым посредником. Реферат — штука творческая;
  • задачи творческого мышления (придумайте, спроектируйте, определите на основе наблюдений или эксперимента) — о чём разговор, если Вы уже сложившийся профи? Вы, занимаясь в научном кружке, делаете оригинальную курсовую — да для Вас даже оценки не придумали!

Запомните: отец русской авиации Н.Е. Жуковский крайне плохо читал лекции, но весь цвет авиации, включая А.Н. Туполева, вышел из его студенческого кружка.

4. Шпаргалки писать надо — ведь это великолепный пример обобщения материала. Пока пишешь — запоминаешь. На некоторых кафедрах на экзаменах используют «законную шпаргалку» — перечень основных формул предмета, но без пояснений. Знающий — найдёт. Часто разрешают пользоваться справочниками. Но запомни, главное — понимать смысл списанного.

Лекция

О её значении и функциях мы уже говорили. Теперь, как эффективно работать на лекциях?

1. У Вас есть общая тетрадь по каждому предмету (или Вы пишете конспект по двум предметам с двух сторон тетради). Второй вариант не очень выгоден — в случае утери тетради теряешь оба конспекта, да и сокурсники могут попросить на ночь Вашу тетрадь, а вдруг Вам понадобится и другой конспект?

2. У Вас есть надёжные ручки, которые пишут как по маслу. Именно «ручки», ибо паста кончается всегда невовремя, а запасной у соседа не будет — закон жизни. Некоторые студенты другим цветом подчёркивают заголовки и важные места. Не возбраняется. Но навсегда избавься от школьной привычки подчёркивать, рисовать графики и таблицы по линеечке, а круги — циркулем: время и лектор не ждут. Единственное исключение — лекции по начертательной геометрии. Кстати, умение уверенно, чёткими линиями нарисовать таблицу, эскиз, набросок, график (в отличие от «трепетных» произведений типа «курица лапой») выдаёт профессиональную руку настоящего инженера.

3. На первой странице конспекта ясно напиши название предмета, фамилию, имя, отчество лектора, его кафедру. На первое время записывайте, где эта кафедра находится. Со временем будете их (кафедры и лекторов) знать наизусть. В конце семестра ваши вопросы «где мне найти такого высокого в очках, он нам какие-то лекции читал» будут наталкивать на определённые выводы о ваших умственных способностях. Не забывайте, что Вы — первокурсник, а он — преподаватель, да ещё и оценку будет ставить.

4. Напишите также в конспекте истину: «Студент не ксерокс — он существо высокоинтеллектуальное». Лектор обычно диктует важные определения, правила, что-то рисует на доске. Но если кроме этого у Вас в конспекте ничего нет, то зачем он? Проще раздать ксерокопии конспекта лектора. И если лектор приводит интересный или забавный пример, то не для развлечения, а чтобы полнее пояснить сложную мысль. Обязательно это пометьте. Ведь на экзамене его не устроит чёткая декламация им же произнесённой мысли. Он спросит: «Как это Вы понимаете? Приведите пример». Поэтому на лекции забудьте обо всём. Записывайте под диктовку, но обязательно кратко помечайте то, что лектор не диктует, свои мысли и аналогии по поводу.

Разработайте свою систему условных обозначений, сокращений, символов. Идеальный конспект — тот, в котором кроме «хозяина» никто ни черта не поймёт.

Не трать время на изучение стенографии. Стенографический текст читать нельзя — он требует расшифровки, а это двойная работа. Пишите конспект, словно это шпаргалка для экзамена, для себя. Дополняйте его данными из учебника. Иначе в конце семестра Вы примкнёте к убогой толпе троечников, которые в копировальных салонах оплачивают копии целых тетрадей и выходят со счастливой мыслью «лекции у меня есть». Наивные. У них есть только пачка зря испорченной бумаги.

5. Нельзя писать на лекции с мыслью «сейчас просто перепишу, а в сессию разберусь». Утонете в непонятной информации. Поэтому в конце недели просматривайте все лекции, которые были. Постарайтесь по учебнику или у товарищей прояснить непонятные места. К тому же за весь семестр многократный просмотр конспектов облегчит нагрузку на Вашу бедную память, когда подкрадётся неизбежное.

6. Человек лучше усваивает то, что ему эмоционально приятно. Разумеется, нельзя одинаково любить все предметы. Но экзамен-то сдавать надо. Попробуйте «настроить» свою психику. Допустим, Вы типичный технарь и не очень любите экономику. На лекции мысленно представьте, что Вы уже — директор завода. И информация обретёт смысл. Или на высшей математике представьте себя банковским аналитиком, который эти формулы щёлкает как орехи, или вообразите себя Туполевым на лекциях по конструкции и технологии. У Вас всё получится.

7. Кстати, не забывайте о возможности получить бесплатные консультации у Вашего преподавателя — уточнить непонятное, задать дополнительный вопрос, и не только перед экзаменом или зачётом. Отбросьте ложный страх показаться «бестолковым» — любопытство в учёбе только поощряется — узнайте время консультаций в расписании преподавателя на кафедре — и вперёд.

Вообще память — главный инструмент студента. Развивайте и применяйте приёмы запоминания:

а) Число повторений. В психологии рекламы известен принцип: если текст объёмом до тысячи знаков повторить 12 раз, он запоминается, если даже человек не хочет его запоминать. То, что мы выше говорили о законе Эббингауза тоже сюда относится. Перечитывайте конспекты весь семестр, а не вспоминайте о них только в сессию.

б) Мнемические приёмы («мнемос» — греч. «память»). «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — один из приёмов. Установите АНАЛОГИИ с известной Вам информацией для запоминания новой. Опирайтесь на ведущий вид памяти. Проверьте: если Вам нужно заучить наизусть определение или теорему, как Вы это делаете?

Если «фотографируете» глазами — у Вас зрительная память, вы — визуал.

Если проговариваете вслух — у Вас слуховая память, Вы — аудиал.

Если переписываете своей рукой — у Вас моторная память, Вы — кинестик.

Но лучше всё сочетать.

На лекции бывает много аудиальной информации (потому и называется — «аудитория») и тогда визуалы и кинестики хуже усваивают материал. Учтите это.

в) Осмысленность и эмоциональная значимость информации облегчает запоминание. Думайте на лекции. «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум» (Ф. Ларошфуко).

Практические занятия

Они проводятся с целью закрепить материал, который сообщался на лекциях или усвоен Вами из учебника. На младших курсах такие занятия проводятся по высшей математике, инженерной графике, теоретической механике, сопромату и другим подобным общетехническим предметам. На них студенты под руководством преподавателя решают типовые примеры и задачи по данной науке, добиваясь автоматизма. Это и делает Вас профессионалом, инженером, обладающим особым типом мышления. Поэтому надо хоть в общем представлять содержание лекции по теме, иметь конспект. Именно на таких предметах хорошо с одной стороны в тетради писать лекции, а с другой — вести записи по практическим занятиям.

На практических занятиях бывают домашние задания, контрольные работы, учёт посещаемости и результатов. Очень похоже на школу. Кстати, практикумы ведут другие преподаватели. И от них зависит, допустят ли Вас к экзамену, какая информация о Ваших успехах будет доложена ректору перед экзаменом. Догадались? Его имя и отчество тоже надо будет выучить.

Семинарские занятия

Они похожи на практические, но обычно проводятся по гуманитарным предметам — истории, философии, социологии, психологии. В чём специфика?

Представьте себе, в университетах царской России семинары были запрещены. Они приучали к свободомыслию. Вот из этого и исходите.

На семинаре нет готовых истин, любая мысль достойна уважения, идёт дискуссия и закрепление материала. Преподаватель может Вам задать тему для доклада, который будет обсуждаться. Но даже если задания не было, не молчите на семинарах — здесь за умного не сойдёшь. Во-первых, накопите много «плюсиков» к экзамену, а во-вторых, научитесь говорить публично. Ведь до этого Вам не приходилось. В школе, если Вы отличник, урок рассказывали учителю, для оценки. А если далеко не отличник, то отбывали каторгу, показывая кулак одноклассникам, радующимся, что это не они у доски. И так одиннадцать лет.

Лабораторные работы

В техническом вузе это одна из главных форм обучения. Они Вас ждут в курсах физики, химии, сопромата, электротехники, а на старших курсах — практически везде. На них в объективной экспериментальной форме доказываются истины и законы, усвоенные на лекциях. Обязательное выполнение всех лабораторных — условие допуска к экзамену. Преподаватель обычно даёт краткое вступление по теме (но Вы-то уже прочитали конспект лекции и теперь задаёте умные вопросы). Затем знакомит с заданием, аппаратурой, раздаёт раздаточные материалы. Затем Вы выполняете работу по установленному алгоритму и сдаёте отчёт по работе преподавателю. «Сдаёте» — это не значит сдаёте заполненный бланк, а подробно объясняете результаты, своё понимание процессов. Так что если Вы просто пощёлкали тумблерами, возможно, что работа будет зачтена на другом занятии, где Вы уже сможете объяснить, почему Ваш экспериментальный график пошел в сторону, противоположную теоретической. Ну и самое главное: Вы в лаборатории. Здесь — аппаратура, химические вещества и током может… Правила соблюдать неукоснительно. Зато научитесь инженерному искусству работать с техникой и не бояться «железа».

И ещё немного психологии

Профессиональная успешность человека определяется тремя параметрами:

1. Адекватный конечный результат. Пройдёт немного лет и Вы получите синий или красный диплом.

2. Оптимальный уровень нервно-психических затрат. Если диплом у Вас красный, а лицо синее, Ваш труд не был успешен.

3. Степень удовлетворённости результатом. И диплом синий и лицо — красное, но свербит в голове мысль: «Ну и что? Куда его (диплом) теперь девать?» Это надо было на первом курсе думать.

Так вот, чтобы все три пункта у Вас совпали, немного о психогигиене.

1. Человеческий мозг имеет два полушария. Левое — «мыслитель» — оно управляет вербально-знаковой деятельностью (чтение, счёт, понимание формул и т. д). Правое — «художник» — оно управляет образной деятельностью (сновидения, восприятие музыки, ориентация в пространстве). Техническое образование развивает функции левого полушария. Число его нервных связей увеличивается. Но природа не терпит асимметрии. И «недоразвитое» правое полушарие начинает «тормозить» развитие левого. Давайте ему (правому) эстетическую нагрузку. Дискотеки и «музона» здесь мало. Сделайте над собой усилие и ходите в картинные галереи, театры, читайте классику. Поверьте, это не больно. Зато, как заработает голова! Да пусть Вас убедят примеры великих:

Туполев любил ходить в театр

Ильюшин увлекался художественной фотографией

Антонов великолепно рисовал

Миль любил рисовать и знал три европейских языка

У Мясищева в КБ была кличка «Артист» — элегантный мужчина, знаток искусств и авиационного проектирования…

КАРОЧЕ: На дворе ХХI век. Уже стыдно быть убогим технарём, пора стать просвещённым ТЕХНОКРАТОМ. Впрочем, для гуманитариев все эти рекомендации с точностью до наоборот (в смысле полушарий) тоже справедливы.

2. Человек не машина — в начале любой деятельности у него происходит примерно часовой период «врабатываемости», вхождения в работу. Не всегда правильно, когда первая пара лекций начинается со сложных предметов. Но это не от нас зависит. А вот когда вы работаете самостоятельно, не начинайте сразу с трудных заданий. Сначала делайте техническую работу (заполнить таблицу, составить отчёт, переписать пропущенную лекцию), «втянитесь» в работу и уже «на пике» переходите к трудным заданиям, сложным для Вас предметам и наукам.

3. Успех любой деятельности зависит от психологической готовности человека к ней. Запомните формулу:

Психологическая готовность к деятельности = Общая готовность + Ситуативная готовность

Общая готовность — знания, умения, навыки и установки.

Ситуативная готовность — приспособление психики к действиям в конкретной ситуации.

Готовясь к экзамену вы формируете подобие знаний, умений и навыков, но главное УСТАНОВКУ (я же учил… я на лекции ходил… до меня же люди сдавали…). А в день экзамена формируете ситуативную готовность (ритуалы) помогающие стабилизировать психику. «Счастливая» одежда, талисман, в аудиторию входить задом, билет брать левой рукой, в полночь высунуть зачётку в форточку и сказать «Шара, ловись!», и до экзамена её не раскрывать — все это не суеверия, а ритуалы. Если от этого Вам спокойнее — значит так и надо делать.

И вообще этот мир устроен несправедливо. Старики, которым спешить некуда, страдают бессонницей и рано встают. Молодым, которым именно сейчас нужно сделать многое, трудно вставать утром. А НАДО. Ведь Вам отпущен очень короткий срок для получения образования, создания семьи, первых профессиональных успехов. В тридцать лет «браться за ум» поздно, ибо нет его, ума-то… Поэтому утром формируйте УСТАНОВКУ: улыбнитесь себе в зеркало и скажите: «Я молод, счастлив, талантлив. Сейчас я поеду учиться в самый лучший в мире университет — Казанский государственный технический имени Андрея Николаевича Туполева. А Туполевцы — не сдаются!»