Семантический анализ понятия «творчество»
Обратившись к исследованию понятия «творчество» мы сталкиваемся с огромным разнообразием трактовок, терминологии, подмеченным Г.В. Суходольским: «В психологии творчества так же мало единства мнений, как в психологии деятельности. По-разному и односторонне понимаются и субъекты, и результаты, и процессы творчества: субъекты – в качестве индивидуумов либо коллективов; результаты – как абсолютно новые, никому неизвестные, либо как относительно новые, т.е. новые для индивидуума, но социально известные, процессы – как случайные находки, пробы и ошибки, рекомендации, аналогии и т.д. Думается, что вместо альтернатив здесь нужно сочетание трактовок».
Проведём такое сочетание на базе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО подхода,начав с семантического анализа понятия «творчество». Наиболее употребительные термины с прилагательным «творческий»:
- творческая деятельность;
- творческое мышление;
- творческий механизм;
- творческий результат;
- творческая личность;
Понятия эти нерядоположенные, даже включающие в себя друг в друга.
Творческая деятельность – обобщающее понятие, включающее в себя наличие субъекта этой деятельности и реализуемых им психических процессов и механизмов во взаимодействии с объектом этой деятельности – задачами повышенного уровня трудности.
Творческая личность – субъект творческой деятельности, носитель творческого механизма, взаимодействующего со знаковой моделью задачи повышенного уровня трудности (динамической мозговой моделью – ДММ).
Творческий механизм – совокупность физиологических, психических (сознательных и бессознательных), мотивационных процессов, реализуемых творческой личностью при решении задач повышенного уровня трудности.
Творческое мышление – один из психических процессов, входящих в структуру творческого механизма.
Творческий результат – продукт творческого процесса (построение ума или материальный объект), обладающий объективной или субъективной новизной и наиболее адекватно удовлетворяющий условиям задачи повышенного уровня трудности; продукт работы творческого механизма.
При этом будем разделять понятия, часто понимаемые как синонимы:
СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА – от слова «сложить» — состоящая из более простых, решаемых «по образцу», стандартными алгоритмами. Задача может быть объёмной, но в ней можно распределить блоки между исполнителями, рассчитать время её решения.
ТРУДНАЯ ЗАДАЧА – обладает зачастую простыми и понятными условиями, но не имеет стандартных алгоритмов. Попытка действовать методом «проб и ошибок» приводит к краху готовых программ, установлению «психолого-познавательного барьера» перед мышлением субъекта, включающего механизмы догадки, инсайта, интуитивного озарения.
Итак, возвращаясь к перечню, или, вернее, системе, рассмотренной нами выше, оценим различные определения её элементов.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.е. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчество» (Советский Энциклопедический Словарь).
Л.С. Выготский: «творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
А.Г. Спиркин: «творчество – это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых факторов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры».
В.И. Андреев: «Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оргигинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.
Как видим, основное разногласие заключается в том, является ли творчество деятельностью или видом деятельности. Однако, определяя творчество как деятельность, мы в контексте подразумеваем ряд отличительных признаков (новизна, оргигинальность результата и др.), которые уже указывают, что творчество – некая разновидность деятельности вообще. Нельзя также признать удачным определение творчества, как одного из видов деятельности. С понятием «вид деятельности» обычно связывают разделение деятельности на трудовую, игровую и учебную. Но каждая из них, несомненно, может быть творческой. Следовательно, говоря о творчестве, мы подразумеваем определённое КАЧЕСТВО деятельности и её аспектов и, думается, уместнее определять творчество как УРОВЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Р.В. Габдреев, С.В. Новиков), достижение которого предполагает и оригинальный результат, и выход за пределы рутинных способов действий. Выражаясь точнее, в любой человеческой деятельности существует РЕПРОДУКТИВНЫЙ уровень, на котором решается большинство задач, и ТВОРЧЕСКИЙ уровень (или несколько его разновидностей), на которые наше мышление выходит в случае краха готовых программ и алгоритмов. При этом заметим, что креативным актом является и выход на творческий уровень, и отказ от такого выхода, некий выбор репродуктивного пути, если задача эффективно решается стандартным алгоритмом. Заметим при этом, что и формирование всех стандартных алгоритмов происходило за счёт креативных актов при обучении, воспитании, развитии индивида.
Зачастую исследователи как главный признак творческой деятельности называют наличие инсайта, скачка, как бы «разрывающего» плавное протекание структуры деятельности. Соответственно, творческая деятельность связана с необходимостью выхода за пределы непосредственно данной информации. Но такая необходимость возникает и в самой простой, рутинной деятельности на этапе выбора рациональных приёмов. Качество выбора таких приёмов, и тем более – выхода на творческие уровни зависит не только от знаний, умений и способностей субъекта, но и от его мотивации.
Классическая структура деятельности:
ПОТРЕБНОСТЬ – МОТИВ – ЦЕЛЬ – ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ – ДЕЙСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ
в случае её творческого уровня не исполняется настолько «плавно» и непрерывно. Здесь цель не определена однозначно и не осознаваема. Она может находиться на уровне бессознательного (если покажете решение – я «узнаю»- «то» или «не то»). Цель может меняться и «переиздаваться» неоднократно в процессе решения задачи повышенного уровня трудности. Исходная единица творческой деятельности – потребность – как минимум может быть подразделена на социальную потребность решения творческой задачи, на личностную потребность решить её на творческом уровне и на внутренние потребности освоить новые знания и умения, возникающие в процессе решения задачи.
Вспомним знаменитую «пирамиду» уровней потребностей А. Маслоу. Высший её уровень – потребности самоактуализации большинством людей просто не достигается. Не здесь ли кроется секрет разной готовности, желания и способностей к творчеству у разных индивидов? Как отмечают переводчики трудов А. Маслоу, его понятие «self-actualisation» адекватно на русский не переводится (правильнее переводить — «актуализация Самости» человека). Возможно, что творческий потенциал – важнейший элемент этой человеческой «Самости».
Как пишет сам А. Маслоу, следует отказаться от стереотипа, что здоровье, талант, гениальность и продуктивность – синонимически близки. Достаточно примеров, когда креативные и здоровые испытуемые не были продуктивными в привычном смысле слова. Некоторые величайшие таланты не были психически здоровыми. Есть данные, что математический и музыкальный талант больше наследуются, чем приобретаются.
«Специальное творчество» отличается от «творчества самоактуализации», которе больше зависит от личности и широко проявляется в самых разных аспектах жизнедеятельности (чувство юмора); это тенденция делать творчески всё, чем бы человек ни занимался. Средняя виолончелистка дома может быть талантливой домохозяйкой. Люди, достигшие самоактуализации обладают особым видом восприимчивости: живут в более реальном мире, нежели в мире слов, понятий, убеждений, стереотипов, который многие люди путают с реальностью. Они, по выражению Сантаяны достигли «второй наивности». Они тянутся к неизвестному и таинственному (будущее, особенно сегодня – неизвестно), неэгоистичны в одном смысле и эгоистичны в другом (в частности в оценке авторства своих идей), легко совмещают противоречия. «Первичная креативность», в частности креативность импровизации (джаз, детский рисунок) исходит из первичных процессов. «Вторичная креативность» производит большую часть продукции в мире: мосты, дома, автомобили, науку, литературу, искусство. Творчество, которое использует оба вида процессов с легкостью и без затруднений – «интегрированная креативность» рождает наиболее великие произведения.
Как видим, деятельностный подход не даёт ясной трактовки понятия «творческая деятельность», её границ и критериев. В этом ярко проявляется отмеченная Я.А. Пономарёвым исчерпанность ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО подхода в психологии творчества. В нём субъект творческой деятельности подразумевается как жёсткая, застывшая психологическая система, обладающая неким набором «творческих способностей» и навыков. Этот подход в пределе привёл к формированию технократических концепций, вообще игнорирующих субъекта, отводящих его психике роль «чёрного ящика». В поисках выхода из этого тупика современные исследователи всё большее значение придают разработке концепций ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Так, Р.В. Габдреев, по типам инженерных профессиональных задач, выполняемых субъектами, выделяет следующие виды инженерной деятельности: конструктор, технолог, эксплуатационник, системотехник, схемотехник. Однако эта градация не носит оценочно-креативного характера. Можно быть «творческим» эксплуатационником и рутинно решать системотехнические задачи. Яркий современный пример – расплодившиеся «админы» в фирмах и организациях. Это уже не проектировщики систем и творческие программисты. Они всё ближе приближаются к эксплуатационникам, выполняя функции, близкие к сантехникам в системах водоснабжения и водоотведения (подробнее об этом см. статью «Куда катятся компьютерщики» на сайте www.svblog.ru). Даже в одинаковых видах инжернерной деятельности инженеры реализуются по-разному. Это объясняется психологическими причинами. Поэтому Р.В. Габдреев предлагает сопоставлять указанные виды инженерной деятельности с определёнными уровнями компетентности: организатор, генератор идей, критик, систематизатор, исполнитель. К концепциям ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ мы обратимся позже, а пока продолжим наш анализ.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
Рассмотрение механизмов творчества начнём с ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО уровня.
Вспомним хрестоматийные примеры. Архимед, погружаясь в ванну, увидел, что вода переливается через край, и вскричал «Эврика!», догадавшись, как ему измерить объём сложного тела. Таблица Менделееву приснилась, но не просто так. Вначале он долго, месяцами, искал систему классификации 67-ми известных на то время элементов. Но тоже не просто так: он составлял её для облегчения запоминания студентами в своём учебнике «Основы химии». И долго не получалось, пока однажды вечером ему не принесли корректуру из типографии. Нужно было внести все поправки, а утром уезжать в Тверь консультировать на заводе. В эту ночь он и сделал открытие, может при этом и вздремнул. На подобную идею классификации вышел, кстати, и английский химик Ньюлендс. Но когда ряды из восьми элементов он назвал «октавами», подобно музыкальным, его освистали в Королевском обществе. Ньюлендс обиделся и забросил идею. Для творца важно ещё быть настойчивым и уметь «плевать на мненья света». А так бы – таблица сейчас называлась бы «Менделеева – Ньюлендса»…
Можно привести сотни подобных примеров, когда идея приходила к творцу как бы из «ниоткуда», за счёт внешней случайной подсказки, иногда во сне, после долгих «творческих мук». В данном случае мы наблюдаем проявление работы ПОИСКОВОЙ ДОМИНАНТЫ – стабильного очага возбуждения в коре мозга. Это необычное образование – очаг возбуждённых нейронов работает без контроля и согласия творца, как работает сердце или печень. Заслуга творца – создать её в своем мозге, а потом она «принимает» из ноосферы нужную информацию. Часто во сне, когда мозг свободен от внешних раздражителей. Происходит это в изменённом состоянии сознания, когда мозг работает в «дзэтта-ритме». Этот кратковременный миг трудно уловить приборами. Творцы описывают подобные мгновения, как необычные образы или ощущения. Фарадей и Эйнштейн ощущали озарение как реакцию солнечного сплетения. Моцарт видел партитуру как цветовые образы и записывал их. «Цветовым» слухом обладали Римский-Корсаков и Скрябин.
Наиболее показателен пример великого серба – Николы Теслы, одного из гениев человечества. В детстве он страдал зрительными галлюцинациями. Потом избавился от них, но навсегда оставил умение проводить все расчёты и эксперименты «в уме». Тесла никогда не рисовал эскизов. Результат его внутренней работы в виде образов конструкций «проецировались» изнутри, на сетчатку. Уже в наше время установлено, что творческий акт связан с переключением активности участков коры головного мозга. Томография показывает, что в обычном состоянии активизированы левая лобная и правая затылочная доли. В момент творческого акта, озарения, кратковременно активизируются правая лобная и левая затылочная доли. Тесла умел входить в такое состояние по своему желанию. Абстрактные понятия переводились в символы, зримые образы, геометрическую интерпретацию (см. «Заменим «ноль» на букву «D»). Таким образом сложные явления глубинных уровней сводились к более простым явлениям высшего уровня. Вообще в инженерном, в частности, творчестве один из показателей высокой креативности – развитое пространственное мышление. Компьютеризация постепенно убивает его в человеческой популяции.
Установлено (П.В.Симонов), что в таких процессах интуитивно – мыслительных операций значимо следующее:
1. Большая роль правого полушария. Работает СВЕРХСОЗНАНИЕ, вопреки ошибочному отнесению процессов творчества к подсознанию
2. Решающая роль потребностей, мотиваций и эмоций в творчестве указывает на важное значение лобных отделов коры, имеющих тесные связи с лимбической структурой
3. Доминантный очаг возбуждения отвечает на внешние стимулы. Доминанта придаёт явлениям действительности объективно не присущие им сигнальные значения
4. Исключительно интересна роль гиппокампа – отдела, регулирующего поток информации, извлекаемой из памяти. Происходит комбинация следов хранящихся в памяти впечатлений.
5. Неосознаваемость критических моментов творческой деятельности обеспечивает свободу от преждевременного участия сознания.
Проблемы изучения психофизиологических механизмов творчества и мышления приобретают особую значимость в условиях перехода к шестому технологическому укладу, в котором характерными элементами будут искусственный интеллект, нейрокомпьютеры, управляемые голосом, биологизированный интерфейс без мониторов и клавиатур. Появился термин «обратное проектирование мозга». Это направление, в котором успехи психофизиологии применяются для проектирования всё более совершенных систем искусственного интеллекта, анропоморфных роботов, вплоть до гипотетических возможностей полного переноса психики человека на небиологический носитель, практически реализации психического бессмертия или создания искусственных тел – аватаров (см. «Программа Россия-2045»). Когда-то и идеи Циолковского казались научной фантастикой, а возможности всей вычислительной техники планеты Земля сорок лет назад сегодня сосредоточены в одном вашем ноутбуке.
Рассмотрим творческий механизм на ОПЕРАЦИОНАЛЬНОМ уровне.
Анализируя творческий механизм, исследователи отмечают указанный выше переход, разрыв деятельности. Опираясь на диалектический закон перехода количественных изменений в качественные, Б.М. Кедров обосновывает подход к техническому творчеству как к ступенеобразному процессу, в котором переход на следующую ступень обусловлен исчерпанием предыдущей, на которой до сих пор совершались количественные изменения. При этом возможен неоправданный, преждевременный переход, либо произвольная, искусственная задержка перехода (вспомним пример химика Ньюлендса).
Условия, которые Б.М. Кедров выделяет для совершения такого творческого акта:
1. Существование постороннего закономерного процесса, который пересекаясь с мыслительным, послужит подсказкой
2. Поисковая мысль, направленная на решение задачи в этот момент не прерывается
3. Развитое ассоциативное мышление творца
4. Мысль творца достаточно продолжительное время билась над решением задачи, перепробовала все варианты и отвергла неудачные.
А.И. Китов рассматривает творческий механизм как совокупность состояний творческого потенциала личности. Если мысленно избрать на прямой точку, которая соответствовала бы творческой пассивности, т.е. состоянию, когда объективно творчески мыслящий челоаек не отличается от неспособного к творчеству, то вправо от этой точки следующим будет состояние творческой тревожности. Далее – психологической готовности к творчеству, за которым по нарастанию активизации расположатся: творческий настрой, творческая увлечённость, вдохновение и озарение. Если динамика творческого потенциала направлена влево от пассивности, мы получим стресс, фрустрацию, конфликт и творческий кризис.
Отметим здесь следующее:
- кратковременность творческой пассивности у творческой личности. Даже вне работы, на так называемом «отдыхе» она (личность) будет искать себе творческое занятие. Можно ли представить великих Королёва, Туполева, Келдыша в Египте, тупо лежащих на пляже, тупо играющих в карты и вообще занятых типичным набором действий типового российского туриста? Творцы вообще не любят играть в игры. Они как-то саморазвлекаются. Как минимум начинают думать.
- психологическая готовность к творчеству (как и к любой деятельности) состоит из ОБЩЕЙ ГОТОВНОСТИ (знания, умения, навыки и установки) и СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ (приспособление психики к действиям в конкретной ситуации в виде ритуалов). Определённая обстановка, «любимый карандаш», время суток – мало ли «причуд» у творческого человека.
Вообще же проблема психики человека, способного вечно находиться в состоянии творческой пассивности, заслуживает особого исследования.
Т.В. Кудрявцев отмечает: «Психологическое осмысление механизма творчества есть, с нашей точки зрения, понимание динамики решения творческой задачи. Внешне сложный процесс переходов, «скачков», интуитивных решений всегда осуществляется в условиях проблемной ситуации. От её возникновения до получения окончательного результата этот процесс детерминируется как внешним (предметным) содержанием деятельности, самим её объектом, так и имеющимся у субъекта, складывающимся в ходе взаимодействия субъекта с объектом и субъекта с субъектом, внутренним содержанием деятельности (образы, понятия и др.)».
В этой связи, вводя понятие «техническое мышление» Т.В. Кудрявцев отмечает его трехкомпонентную структуру:
ПОНЯТИЕ—ОБРАЗ—ДЕЙСТВИЕ
Все три компонента находятся в равноправном взаимодействии. Высокая степень пространственного представления (образ) не приводит сама по себе к успешному решению задачи (действие), поскольку не были введены понятия. В этом случае задача рассматривется как некая структура без функций и не может быть адекватно воспринятой. Реализуемое же в протекании творческого механизма взаимодействие понятий – образов – действий носит вероятностный характер, объясняемый высокой степенью неопределённости задачи и приводящей к вариативности решений.
Можно добавить ещё одну триаду, значимую для воспитания и обучения творческой личности:
ОЩУЩЕНИЕ—ЭМОЦИЯ—ИНТЕЛЛЕКТ
От наличия (или отсутствия) которой сильно зависят учебные и креативные успехи, мотивация обучаемого. (Какова может быть мотивация студента, не знающего названия собственного факультета или девушки, участвующей в конкурсе красоты?)
Обобщая изложенные концепции, мы можем отметить, что все авторы в той или иной мере подразделяют работу творческого механизма на два этапа: индуктивный, логический, рациональный и следующий за ним интуитивный, иррациональный. Граница этих двух этапов предстаёт в виде некоторой познавательной преграды, барьера, преодоление которого происходит в БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. Однако в данном случае мы лишь уточняем содержание деятельностного подхода к творчеству.
Поэтому расмотрим ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ уровень творческого механизма.
Я.А. Пономарёв рассматривает творчество как ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЕДУЩЕЕ К РАЗВИТИЮ. Взаимодействуют две системы. В результате взаимодействия получается некий продукт, а обе системы видоизменяются, получают развитие, улучшаются. Таким образом, творчество возможно и в природе, вопреки классическому определению. В нашем случае взаимодействующими системами являются субъект – творец и задача повышенного уровня трудности. Этапы и формы их взаимодействия рассмотрим ниже, а пока обратимся к введённому Я.А. Пономарёвым понятию «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА».