2 февраля 2012

Формирование «Я-концепции»

(по книге Л.Д. Столяренко и В.Е. Столя­ренко «Психология и педагогика для техни­ческих вузов»)

Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1. Телесное выделение себя из окружа­ющего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребёнок понимает, что его тело существует независимо от внутреннего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребёнок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), вы­деляя себя и другого ребёнка как отдельных существ.

2. Формирование отношения к себе проис­ходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хоро­шим» или признаёт себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребёнка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестёр. Эти ранние отношения к себе со временем стано­вятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребёнка ещё не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очаро­ваны собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнару­живая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя с родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети, или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своём окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать своё поведение. Наибольшее влияние на развивающийся у ребёнка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных или неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и всё это кладётся в основу собственных представлений ребёнка. Происходит процесс ИНТЕРНА­ЛИ­ЗАЦИИ, в ходе которого ребёнок делает социальные правила и нормы пове­дения частью самого себя, т. е. принимает их как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребёнок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребё­нок говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. ребёнок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролиро­вать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас ещё не способен перебороть. Развивающаяся «Я-концепция» и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

3. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учёбе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребёнок способен добиться успеха в учёбе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они всё же смогут преуспеть в чём-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть ещё шанс сохранить трудовой настрой, положи­тель­ный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающих определёнными свойствами, состав­ляют «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, облада­ющим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих акаде­мических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребёнок принадлежит к социальной среде, где образованию не придаётся большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учёбе.

4. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлечённый харак­тер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их восприни­мают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков и юношей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девочки развивают ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ — целостное, связное представление о себе.

5. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает измене­ния. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Факторы, влияющие на «Я-концепцию»:

  • восприятие ребёнка другими (родителями, сверстниками и т. д.)
  • социальные ценности, ожидания, идеалы
  • опыт социального поведения
  • внешние данные, ощущения силы, здоровья
  • самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков)

А ТЕПЕРЬ, ВНИМАНИЕ — С Ю Р П Р И З !!!

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте, как формировалась Ваша собственная «Я-концепция». Опишите этапы, факторы, результаты её формирования. В письменном виде, чтобы сдать работу на следующей лекции.

Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:

1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускни­ков начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.

2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конс­пек­тируйте вышеизложенное.

3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».

4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столя­ренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.

5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей пере­стройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехоро­ший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколе­нии просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Неко­торые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?

6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.

7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконку­рентноспособная».

8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей. Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…