10 февраля 2011

Профессиография

При отборе новых сотрудников становится ведущей проблема соответствия требований профессии и профессиональных и личностных качеств кандидата. Примерно как в старом шпионском фильме: разрывают пополам открытку, и если при встрече половинки сходятся — значит, наш человек. Конечно, в реальности такого идеального совпадения человека и требований профессии никогда не получается. Тогда следует определить возможность развития необходимых качеств в процессе обучения или работы. Расплодившиеся современные «работодатели» такие вопросы решают «на глазок». Им, собственно, мало интересно, чем дилер отличается от брокера, а клерк от секретутки. Профессионалы же (не работодатели, а психологи или сотрудники службы персонала) составляют профессиограмму со следующей структурой:

1. Общие сведения

1.1. Наименование и назначение профессии (по Единому тарифно-квалифи­ка­ционному справочнику)

1.2. Характеристика рабочего места;

1.3. Общая и специальная подготовка специалиста;

1.4. Основные функциональные обязанности;

1.5. Основные критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности

2.1. Описание и анализ основных операций;

2.2. Основные задачи, решаемые специалистом;

2.3. Особенности приёма информации;

2.4. Особенности обработки информации и принятия решений;

2.5. Структура исполнительных действий;

2.6. Анализ ошибок в деятельности специалиста;

2.7. Соотношение загруженности различных психических функций (внима­ние, память, речь и т. п.).

3. Условия деятельности

3.1. Санитарно-гигиенические условия;

3.2. Режим труда и отдыха специалиста.

4. Социально-психологические факторы деятельности

4.1. Характеристика коллектива;

4.2. Роль и место специалиста в структуре внутриколлективных связей;

4.3. Мотивационные аспекты деятельности;

4.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адап­тации специалиста.

5. Динамика психических состояний специалиста в работе

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности;

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния;

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности;

5.4. Основные формы профзаболеваний или профтравматизма.

6. Психограмма

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту;

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики;

6.3. Профессионально-важные качества мышления и памяти;

6.4. Ведущие психомоторные свойства;

6.5. Соотношение в деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, познавательных и моторных качеств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА

1.Оценка мотивов

1.1. Тип профессиональной мотивации (доминантный, ситуативный или конформный);

1.2. Ведущие ценности личностного или профессионального плана;

1.3. Уровень притязаний, на какую оплату согласен;

1.4. Причины увольнения с прежнего рабочего места, биография.

2. Оценка знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций

2.1. Образование;

2.2. Квалификация и опыт работы;

2.3. Действия в процессе испытаний.

3. Оценка профессионально-важных качеств (ПВК)

Представьте совокупность таких уровней ПВК:

1. Социальные качества (коммуникабельность, бесконфликтность, уживчивость и т.п.);

2. Волевые качества (стрессоустойчивость, терпеливость, целеустремленность, ответственность);

3. Имажинитивные качества (воображение, креативность, оригинальность и т.п.);

4. Ощущение и восприятие. Мышление. Память. Психомоторика;

5. Характеристики внимания (объём, переключаемость, концентрация, распределение и т. п.);

6. Тип высшей нервной деятельности (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).

В данной схеме чем выше уровень ПВК, тем лучше оно поддаётся разви­тию. Тип ВНД врождённый и не меняется, а социальные качества — разви­вают­ся бесконечно. Поэтому кандидат недостающие качества высших уровней может развить в процессе работы. Если ПВК низших уровней плохо поддаются развитию, то их недостаток может быть скомпенсирован за счёт высших. Если плохая память, человек запоминает за счёт волевых качеств — усидчивости и терпения. Если мышление не слишком гибкое и скоростное, то человек перед ответственным собеседованием включит своё воображение и будет делать «домашние заготовки» ответов на возможные вопросы.

Как именно оценить уровень развития ПВК и мотивацию, смотрите в лекции КК-4.8. «Виды делового общения»

ЗАДАНИЕ: Составьте профессиограмму той профессии, по которой Вы обу­чаетесь (она ещё в дипломе у Вас будет написана)