6 мая 2010

Методы и стили управления

Тут проблема в том, что многие наши начальники произносят с умным видом слова, смысла которых не понимают. Спросишь их — вы какие методы управ­ле­ния применяете? Слышишь ответ — поощрение, наказание. Смех, сил нет. Это как «педагоги», тридцать лет считающие «лекцию» — методом обучения. Дилетантизм — суть эпохи, особенно у «профессионалов». Так, для смеха, за­ду­майтесь — что первично: правила игры в футбол, или стиль игры команды?

Молодцы, «правила» — первичнее. Вот так же и «методы». По-гречески «метод» — «путь к цели».

Пример:

Ваша цель — к 1 сентября в школы доставить 500 тысяч литров пива для детишек. Для этого нужно в конце февраля иметь 200 тонн хмеля. В конце марта Вы, гениальный менеджер пивной компании, звоните заму по снабжению:

— Михалыч, как с хмелем?
— Все нормально, шеф…
— Чё, достал?
— Давно и по минимальной цене у чувашей…
— А чё мне не сказал?
— А Вы, шеф, не говорили, что надо говорить…

Михалыч — молодец, а Вы — «гениальный менеджер» на букву «М». Записывайте:

Единственный метод управления (не считать словоблудие и способы моти­ва­ции) — нормальное администрирование

1. Постановка задачи. «Михалыч» должен был от Вас узнать, что 15 марта 200 тонн хмеля должны быть на складе.

2. Критерии исполнения. Я узнаю о выполнении задачи, если 15 марта 200 тонн хмеля будут на складе. Вариант: принеси в министерстве отчёт Григорьичу на подпись. Пошлет — возвращайся, будем дорабатывать. Другой вариант: пока Григорьич не подпишет — не возвращайся. Води его в сауны, в театры, запрашивай деньги, но добейся подписи!

3. Полномочия и ресурсы. Для выполнения задачи ты имеешь столько-то рублей, машину, водителя, служебный пистолет, право уступить при пере­го­ворах 7 процентов, но не более! Что-то подобное Вы видели на базаре, покупая штаны: «Могу скинуть стольник, но двести — только хозяйка».

4. Инструкции, координация действий. Вы всё объяснили, наладили «коридо­ры». Если что — вмешаетесь, но зачем? Вы же — гениальный менеджер!

5. Порядок отчётности. В каком виде я узнаю, что мое задание выполнено? Доложить устно, представить технический отчёт, служебную записку.

Вот все это должно быть оговорено в устном распоряжении, письменном приказе, разговоре с подчинённым. Иначе получается то, что привыкли назы­вать — «бардак». Обратите внимание: в законах государства или распоряже­ниях правительства все эти пункты соблюдены? Так что Вы от них хотите? Слава Богу, что Вы — гениальный менеджер, с Вами приятно иметь дело.

Но стиль реализации вполне очевидного метода управления будет функцией от:

  1. Стадии развития коллектива
  2. Личности руководителя

Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину

Представим, что Вам поручено сформировать новое подразделение фирмы. Вы набираете новых сотрудников, ставите задачи и начинаете наблюдать (и управлять) процессом становления коллектива. Впрочем, это может вспомнить любой человек, учившийся в вузе. Вы поступили на первый курс, зачислены в группу, начинаете знакомиться и формировать новые связи. В этом случае мы можем наблюдать стадии развития группы. Схема следующая:

  1. Название стадии;
  2. Признаки группы на этой стадии;
  3. Факторы, позволяющие перейти на следующую стадию.

1. Номинальная группа

  1. Существует формально, без выраженных групповых показателей
  2. Совместная деятельность и время

Примечание. Если совместная деятельность не организована, даже с тече­нием времени группа не развивается, она уходит на побочную нежелательную ветвь —группа-конгломерат. Общение в ней ситуативно и поверхностно. В народе это называют «недружный класс», «недружная группа».

2.Группа-ассоциация

  1. Одинаковые цели членов группы (не путать с единой целью), наличие струк­туры, группа не действует как единое целое.
  2. Единая цель, принятая всеми членами группы

3. Группа-кооперация

  1. Единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость.
  2. Межгрупповое регулирование. Оно заключается в правильном установлении статусностигрупп. Для этого:
  • критерии оценки должны быть ясны всем (четкие «правила игры» и сотруд­ничества);
  • успех должен зависеть от усилий группы, а не внешнего произвола;
  • если то и другое невозможно выполнить — необходимо устранить возмож­ность социального контакта. Зарплату лучше выдавать в конверте, а не по ведомос­ти, чтобы не было соблазна сравнивать свою с чужой.

Как минимум — межгрупповое регулирование достигается общими меропри­ятиями, тренингами «тимбилдинга», корпоративами (если не понимать под ними совместную пьянку).

Примечание. Если пренебречь межгрупповым регулированием может сло­житься нежелательная конфигурация — группа-корпорация. Она, обладая внутригрупповой сплочённостью и хорошими отношениями внутри группы, становится враждебной по отношению к другим группам. Вам, как менеджеру невыгодно, если отдел маркетинга враждует с бухгалтерией.

4. Группа-автономия

  1. Внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль.
  2. Факторы формирования коллектива:
  • Применение групповых форм организации совместной деятельности;
  • Система функциональной, материальной, информационной взаимосвязи и взаимозависимости членов группы;
  • Компетентное руководство и положительный личный пример руководителя;
  • Формирование самосознания коллектива, ориентация на его самосовер­шенствование.

5. Группа-коллектив

  1. Общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность.
  2. Коллектив — высшая стадия развития группы. Можно рассматривать её как идеал, к которому стоит стремиться. Можно как модель представить нормальную семью (там есть глава, подчинённые, но это — СЕМЬЯ). Можно вспомнить японскую концепцию фирмы-семьи. Факторы формирования коллектива мы можем начать осторожно применять уже на ранних стадиях развития группы.

Автор концепции — А.Н. Лутошкин предложил образные описания стадий группового развития, чтобы легче и нагляднее было представить содержание стадий:

«Песчаная россыпь» (номинальная группа)

Присмотритесь к песчаной россыпи: сколько песчинок собрано вместе, и, в то же время, каждая из них — сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветерок посильнее — и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде бы все вместе, и, в то же время, каждый отдельно. Нет того, что сцепляло бы, соеди­няло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не реша­ют­ся, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих инте­ресов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рых­лости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина» (группа-ассоциация)

Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко под­дается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хоро­шего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не прило­жить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплоче­нию коллектива, хотя они и робки. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и тре­бования старших (руководителей, педагогов). Отношения разные — доброже­лательные, конфликтные. Студенты по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хоро­шего организатора пока нет или ему трудно себя проявить так как по-насто­яще­му его некому поддержать.

«Мерцающий маяк» (группа-кооперация)

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив стремится, чтобы каждый шёл верным путём, в таком коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не всё. Дружба, товарищеская взаимо­помощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых, вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даёт погаснуть огню, — организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей трудно бывает до конца собрать всю волю, найти во всём общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недоста­точно проявляется инициатива, не так уж часто вносятся предложения по улуч­шению дел. Мы видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус» (группа-автономия)

Алый парус — это символ устремлённости вперед, неуспокоенности, дружес­кой верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «Один за всех — все за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа активно интересуется, как обстоят дела в других группах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом не просят.

Хотя коллектив и сплочён, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» (группа-коллектив)

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо — проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям, подобно легендарному Данко, освещая своим сердцем дорогу другим.

Романтично? Но зато иллюстративно и удобно для работы с группами школьников и студентов. Но Вы — гениальный и конкретный менеджер и хотели бы увидеть более «деловую» классификацию стилей управления. Рассмотрим и такую.

Знаете, как наиболее эффективно разбогатеть?

Нужно написать книгу типа «Тысяча и один способ стать богатым» и умудриться её хорошо продать.

Подобно этому среди огромной кучи макулатуры по управлению (особенно популярной) можно выделить книгу Вудкока и Фрэнсиса «Раскрепощённый менеджер». В ней они предлагают такую классификацию рабочих групп и соответствующие каждой стадии развития группы рекомендации по стилю управления:

Рекомендации по стилю управления

Группа, не способная и не желающая работать

Стиль — УКАЗЫВАНИЕ:

  1. Задавай четкие образцы
  2. Инструктируй, развивай технические навыки
  3. Необходимо – наказывай
  4. Отмечай ошибки и достижения
  5. Управляй тактично, но жестко

Группа восприимчивая, но не способная

Стиль — ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ:

  1. Потрать время на каждого
  2. Оценивай индивидуальные характеры
  3. Интенсивно общайся
  4. Необходимо – приказывай
  5. Вознаграждай позитивное поведение

Группа восприимчивая и частично способная

Стиль — УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ:

  1. Ограничивай прямые указания и контроль
  2. Создай систему самоконтроля
  3. Поощряй замечания, обратную связь
  4. Ставь цели, не уточняя способ достижения
  5. Предоставляй больше ответственности

Группа полностью способная и желающая работать

Стиль — ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ:

  1. Проясняй цели и достигай согласия
  2. Если просят — оказывай поддержку
  3. Избегай вмешательства в дела
  4. Серьезно реагируй на просьбы

Таким образом, стиль управления группой не может зависеть от произвола или предпочтений руководителя. Он жёстко привязан к уровню развития группы. Наша национальная проблема в том, что большинство руководителей свои коллективы считают очень слабо развитыми и управлять стараются авторитарно, «чтоб не распускались». Тем самым они расписываются в собственном непрофессионализме, подчёркивая своё неумение развивать коллектив. И самое главное — снижают эффективность работы групп, которые на самом деле гораздо более развиты, чем думает руководитель.

Впрочем, плохой руководитель всегда опасается своих подчинённых. Хотя это не про Вас…

При всем этом стиль управления будет зависеть и от ЛИЧНОСТИ руководи­теля. Но это — совсем другая история