8 февраля 2011

Ромб Новикова

Знаете, не люблю писать статьи ради «публикации», более того, не люблю писать книги и методички, зная, что их выпуска на бумаге будешь ждать годами. Но этот блок (не блог) хочу опубликовать по простой причине. Когда-то мне (естественно, вместе с теоре­тическими изысканиями) за предложение такой системной комплексной батареи тестов, присудили кандидатскую степень по психо­логии в Институте психологии РАН в 1996 году. «Ромбом Новикова», я эту сис­тему назвал позже, под старость лет, поскольку это — не просто «линейный» набор батареи тестов, что применяют психологи в разных ситуациях. Это — немного новый подход к вычислению ПВК (профессионально-важных качеств) в инженерной креативности, позволяющий наглядно представить уровень разви­тия элементов инженерных ПВК.

«Немного новый», он потому, что подобное «пространственное» представ­ление применялось, например, в классических тестах Айзенка на «темпера­мент» и тесте Лири, Сазека, Лефоржа на вычисление «Преобладающего типа отношений с окружающими». Сейчас слова «инновации», «модернизации» и прочие «инновационные мышления» стали настолько модными, что меня стали всё чаще приглашать на лекции по «развитию инновационного мышления». А поскольку я — буквоед и все слова стараюсь воспринимать буквально, то я не всегда точно знаю, чем «инновация» отличается от «ноу-хау» (это я — шутю, как раз я-то это знаю, а другие — просто произносят), но всегда готов обсуждать тему «творчества» и «креативности», особенно инженерных. В силу этого, меня очень многие теоретики и практики на моих лекциях просят посоветовать, в каких моих книгах можно прочитать про «Ромб Новикова».Нет таких книг, есть диссертация (http://www.dissercat.com/content/professionalno-vazhnye-kachestva-znachimye-pri-reshenii-inzhenernykh-zadach-povyshennogo-uro). Они думают, что кто-то очень хочет напечатать мои выводы диссертации. Но, поскольку мою диссертацию долго «таскали» по кафедрам КАИ и КХТИ и очень просят «дать ссылку», я здесь сегодня публикую методичку по «Ромбу Новикова» (название не патентовано, можете украсть, но кто поверит, что это — не моё). Своё понимание концепции инженерного творчества, связанное с «Ромбом» изложу чуть позже.

А сейчас — о самом «Ромбе Новикова», помня что это — всего лишь методичка, а не теоретическая концепция, где не место её излагать, но «Ромб» на неё — опирается. Итак, исходя из моих изысканий, я сделал вывод: как говорят математики, для успешной инженерной креативной деятельности НЕОБХОДИМО, но НЕДОСТАТОЧНО, иметь ЧЕТЫРЕ ПВК, которые я разместил по четырём осям:

Схема 1. Ромб Новикова

Каждый из предложеных ПВК может быть оценен по тестам. Соответственно, поставив точки на каждой из четырёх осей, мы получим ромбовидную фигуру, той или иной конфигурации. Отметим, что комплексная креативность в инженерной деятельности будет зависеть от площади «ромба» и его смещённости в сторону тех или иных осей. Но сначала обозначим «оси»:

Эмпатия к техническим объектам (ТО)

«Эмпатия» — качество психологическое. Это — чувствование (не логическое понимание) другого человека, как себя. Оно хорошо развито у хороших актёров. Но, в данном случае, мы говорим о ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ — чувствовании объекта техники, «как себя». Так, А. Н. Туполев перед первым взлётом нового самолёта любил в одиночестве уходить вдоль полосы и вставать именно там, где колёса оторвутся от бетона. Он чувствовал «по чертежу», где узел или деталь «лопнут». Это чувство, когда два конструктора стоят над чертежом турбореактивного двигателя и один говорит другому: «Нет, Саша, этот клапан надо усилить, иначе обечайку разорвёт». При этом показывает возможный «разрыв» на себе, трогая свою грудную клетку. Он уже «чувствует» себя этим «двигателем». Итак, как определить ваш уровень эмпатийности к техническим объектам?

ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас вам предстоит представить себя поршнем в двигателе внутреннего сгорания. Специальных технических знаний не требуется, достаточно общего представления. Но не спешите, «вживитесь» в образ. Надо описать не работу поршня со стороны, не ощущения человека, помещенного в цилиндр двигателя, а «физические» ощущения тела металлического поршня. У него нет органов зрения, слуха, у него нет эмоций, ему не больно, он не знает другой жизни, кроме этого цилиндра. Закройте глаза и станьте этим поршнем, посмотрите на себя «внутренним» зрением. Теперь напишите первую фразу — «Я — поршень» и опишите как можно подробнее «свои» физические ощущения. Засчитывается только то, что будет записано на бумаге»

Теперь, вновь став человеком, посмотрите свои описания и поставьте себе один из следующих рангов:

1 ранг — Поверхностное, неглубокое описание. Сохраняются моральные оценки (тяжело, ответственно) и несуществующие ощущения (вижу вспышку). Описано только механическое перемещение.

2 ранг — Описываются общие силовые воздействия. Упоминается перетекание потоков тепла. Сохраняются элементы «внешнего» взгляда

3 ранг — Упоминаются молекулярные взаимодействия, упругие деформации тела поршня, вибрации, нагар на донышке. Глубокое проникновение «в образ»

Отметьте на оси «ЭМПАТИЯ К ТО» тот ранг, который вы заслужили. Не огорчайтесь. Очень редко, кто получает сразу третий ранг. Ведь реальная конструкторская эмпатия к ТО происходит бессознательно, а здесь вы должны были дать описание на осознаваемом уровне. Но надо тренироваться. Актёров в театральных вузах учат «вживаться» в роль по системе Станиславского. Вот так и «вживайтесь» во все видимые вами технические объекты. Это не больно.

Дивергентность мышления

Мышление может быть конвергентным (суженым, находящимся в узкой «трубе» профессиональных либо житейских стереотипов), или дивергентным — разветвляемым, широко ассоциативным, в единицу времени рассматривающим множество вариантов и точек зрения на технический объект. Для оценки уровня дивергентности вашего мышления нужно выполнить задание «Цепочка ассоциаций».

ИНСТРУКЦИЯ: Вам даётся исходное слово (например — «солнце»). К нему вы приписываете первый приходящий вам в голову признак («горячий»). Далее — продолжаете, какой объект ассоциируется у вас со словом «горячий»? Например — «чайник». Чайник какой? Компьютерный. Что бывает компьютерным? Игра. И так далее, развиваете цепочку чередуя объект — признак, стараясь выстроить цепочку как можно длиннее в отведенные вам три минуты.

ВНИМАНИЕ!

1. В цепочке не должно быть смысла. Слова просто чередуются, вы записываете любые пришедшие в голову ассоциации

2. Ассоциации не должны хаотично уходить в стороны. Вы строго чередуете: предмет — признак, предмет — признак, предмет — признак. Одно «тянет» за собой другое.

3. Слова в цепочке не должны повторяться. Был один раз «чайник» — больше его не упоминаем.

ИТАК, У ВАС ТРИ МИНУТЫ, НАЧНИТЕ, НАПРИМЕР, СО СЛОВА «КОШКА».

Теперь подсчитайте число слов (включая «кошку»), которые вы записали за три минуты и запишите. Если число получилось нечётным, округлите до чётного в сторону увеличения. Теперь отнесите записанные вами объекты, предметы, существительные и (отдельно), записанные вами признаки предметов, прилагательные и прочие деепричастия к одной из трёх групп (ставьте, допустим, галочки напротив номера группы, если слово к этой группе «подходит»):

ДЛЯ ОБЪЕКТОВ:

1 группа (часто упоминаемые):

  • Предметы, относящиеся к сфере быта, обыденной жизни

2 группа (реже упоминаемые):

  • Природные явления, объекты
  • Человек, части тела, люди, профессии, социальные роли
  • Пища. Научные, обобщающие, философские понятия.

3 группа (редко упоминаемые):

  • Одежда. Техника. Животные (кошка – тоже).Литература,
  • Спорт. Политика. Религия и др. социальная деятельность.
  • Понятия, не вошедшие в классификацию

ДЛЯ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ:

1 группа (часто упоминаемые):

  • Физические ощущения (колючий, холодный, липкий, мокрый и т. п.)

2 группа (реже упоминаемые)

  • Размер. Объём. Пространство. Форма. Цвет.
  • Эмоциональные оценки (красивый, страшный, смешной и т. п.)

3 группа (редко упоминаемые)

  • Материал изготовления. Принадлежность. Что делающий.
  • Сила. Прочность. Скорость. Качество. Вес. Время. Возраст.
  • Признаки, не вошедшие в классификацию.

Если у вас есть сомнения, к какой группе отнести то или иное слово, относите его туда, где оно войдет в группу более высокого уровня.

Для оценки дивергентности мышления мы учитываем кроме количества слов в цепочке ассоциаций их «вес» в зависимости от частоты встречаемости. Подсчёт производится по следующей формуле:

Формула подсчёта дивергентности мышления

Где:

N – общее количество слов в цепочке

N/2 — половина этого количества

Первая дробь относится к объектам, предметам, существительным, вторая — к признакам объектов, прилагательным

В числителе каждой дроби количество слов, отнесённых вами в первую группу, умножается на единицу, количество слов, отнесённых во вторую группу — на два, слов третьей группы — на три.

Коэффициент 0,02 введён искусственно, чтобы приблизить результаты к привычной пятибалльной шкале.

В этом случае средним показателем дивиргентности мышления будет 4,5

Показатели выше 5,9 относятся к высоким уровням развития дивергентности вашего мышления.

Теперь эту интервальную шкалу дивергентности мы переведем в ранговую и отметим точку на правой оси ромба, соответствующую вашему рангу дивергентности.

Показатели до 3,0 включительно — 1 ранг

Показатели от 3,1 до 4,0 включительно — 2 ранг

Показатели от 4,1 до 5,0 включительно — 3 ранг

Показатели выше 5,0 — 4 ранг

Структурно-функциональный анализ технических объектов, сопряжённый с интеллектуальной инициативой

Каждый технический объект (ТО) создан для выполнения какой-либо функции и для этого обладает соответствующей структурой. Так, например, гвоздь выполняет функцию скрепления деревянных деталей. Для этого в его структуру входятподструктуры: остриё для раздвигания волокон дерева, стержень для удержания деталей в скреплённом положении и шляпка для распределения давления удара и ограничения входа стержня в дерево. Все изобретения делаются на переходе мысли изобретателя в НАД- или ПОДструктуру. Соответственно, существуют гвозди для временных сооружений, у которых добавлена вторая шляпка. Гвоздь забивается по нижнюю щляпку, а верхняя аккуратно выступает из дерева для того, чтобы захватить их клещами при разборке. Есть гвозди с фиксирующей насечкой на стержне, делающие его неизвлекаемым или с раздвигающимся при забивании стержнем для той же цели. В более сложных ТО происходит усовершенствование аналогов за счёт изменений в над- или подструктурах. Классный инженер просто «видит», как работает даже незнакомая конструкция, как перетекают усилия и напряжения. Он никогда не назовёт мост «Миллениум» в Казани ВАНТОВЫМ. Это — обычная неразрезная балка на девяти опорах, буква «М» стоит «для красоты», ванты не держат пролёт, а наоборот, удерживают букву от ветровой нагрузки. Это же просто «видно», но 99% людей видят и называют «Миллениум» вантовым мостом. Самый красивый вантовый мост — в Риге.

Для вычисления степени развития у вас данного профессионально-важного качества, посмотрите на изображение технического объекта:

Схема 2. Изображение технического объекта

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами — условный технический объект, который не имеет аналогов в реальной технике, но состоит из реальных элементов. Вам нужно вдохновиться этим рисунком и написать (именно «написать» — засчитывается только то, что на бумаге, а не «в мыслях») две вещи:

1. Какую функцию, на ваш взгляд, выполняет объект, для чего он построен? При этом функция может быть любая — игровая, технологическая, даже шуточная, но без фантастики, в пределах технологий ХХ века. Определения типа «свинтопроульный агрегат для оценки свингулярных энергий» «не покатят».

2. Как он работает, т. е. выполняет эту функцию, что и как в нём движется, перемещается и т. п. При этом элементы объекта можете называть, как хотите — либо техническими терминами, либо словами типа «круглая штуковина». Законами сопромата, равновесия можете условно пренебречь. Описывайте самые общие принципы действия.

Теперь, посмотрев своё описание, поставьте себе один из рангов:

1 ранг. Отказ от задания, либо дано только описание функции, которую выполняет объект

2 ранг. Функция объекта задана. Дано техническое описание действия, но в нём упомянуты не все элементы, указанные на рисунке.

3 ранг. Функция объекта задана. В техническом описании упомянутв ВСЕ элементы объекта, указанные на рисунке.

4 ранг. Функция объекта задана. В техописании работы объекта упомянуты все элементы на рисунке, но добавлены и те, которых на рисунке нет, но они подразумеваются «внутри» — приводы, двигатели, ёмкости, расходные материалы и т.п.

Отметьте этот ранг на оси слева.

Как пример описания на четвёртый ранг:

«Это — агрегат для медицинских инъекций. Пациент опускает монетку — оплату за укол. Медсестра на пульте настраивает тип и дозировку лекарства. Пациент снимает штаны и садится на круглое сиденье (игла пока вдвинута внутрь). Ампулы с лекарствами и привод иглы — внутри корпуса. Медсестра нажатием кнопки регулирует нижним штоком высоту сиденья под рост пациента. Пациент сидит, ждёт укола, напряжён. В это время сестра нажимает ещё одну кнопку, компрессор по трубопроводу в ферменной конструкции подаёт воздух, и перед носом пациента надувается весёленький полосатый шарик. Пациент отвлекается на него — и тут игла выдвигается. Присходит иньекция.»

Здесь обратите внимание на «ампулы», «привод» и «компрессор», которые на схеме не нарисованы и на «динамику» событий в агрегате. Он не статичен. А то, что описане несерьёзно — неважно. Творческие люди обычно обладают большим чувством юмора.

Коэффициент интеллектуальности (IQ)

Здесь совсем просто. Возьмите классический тест Айзенка на IQ и проделайте его. Там даётся 40 заданий на 30 минут, после чего, в зависимости от количества выполненных заданий вы можете получить баллы от 90 до 150. Показатели 110—130 относятся к среднему уровню IQ. Если у вас меньше 110 — отметьте на нижней оси первый ранг. Если 110—130 — второй. Если вы набрали более 130 — третий. Можно поступить проще. Если бы у вас был первый ранг, вам бы в голову не пришло зайти на этот сайт и читать всякую ерунду. Поэтому те, у кого совесть есть, поставьте себе второй ранг, а кто свободен от этой химеры — третий.

Теперь соедините полученные четыре точки и по площади получившейся ромбовидной фигуры оцените свой уровень развития инженерных ПВК. Идеальным случаем будет редко встречающийся вариант, когда ранги по всем четырём осям — максимальные. Характерны для творческих инженеров профили симметричные, вытянутые по горизонтали, либо в сторону IQ. Главный критерий — площадь профиля. Итак, развитая площадь профиля говорит о ваших хороших творческих способностях к инженерной деятельности. Но это ещё не всё. Особый интерес представляют наиболее часто встречающиеся варианты несимметричных профилей, площадь которых явно смещена в сторону той или иной диагонали:

Варианты несимметричных профилей

1 вариант. Смещение ромба влево-вверх. Преобладают эмпатия к ТО иструктурно-функциональный анализ (СФА)). Вариант называется «практик». Среди студентов это те, кто занимался авиамоделизмом, мотоциклом, моторами, часто разбирал реальную технику и чувствует её «руками». При этом часто неграмотен в технических терминах, путает плунжер с поршнем, а патрубок легко назовёт «штуковиной» или круче.

2 вариант. Смещение вправо-вниз. Преобладают IQ и дивергентность мышления. Вариант называется «теоретик». Хорошо владеет теорией, читает чертежи, не путается в терминах, но к технике прикасаться побаивается, «сердцем» её не чувствует. Не испытывает оргазма от запаха машинного масла и горячего металла.

3 вариант. Смещение влево-вниз. Преобладают IQ и СФА. Вариант называется «нудный отличник». Интеллект, логика развиты хорошо, но мышление конвергентное, «зауженное», без некоторой инженерной «сумасшедшинки». Получив изобретательскую задачу, будет долго и нудно придираться, гундеть: «Некорректно поставлены условия…». А решив задачу, так же нудно будет спрашивать «правильный ответ».

4 вариант. Смещение вправо-вверх. Преобладают неуправляемая эмпатия к ТОи хаотичная дивергентность мышления, не уравновешенная логикой. Вариант называется «диагноз», поскольку я его никогда у нормальных людей не встре­чал. Но он характерен для «чокнутых изобретателей». Есть такая порода. Если графоманы достают редакции журналов своими бездарными литератур­ными опусами, то изобретатели атакуют патентные институты со своими «изобрете­ниями» типа «извлечение внутренней энергии воды с помощью оцинкованного ведра». Некоторые авторы гениальных изобретений тоже считались «город­ски­ми сумасшедшими», но это — редкие случаи. Есть ещё изобретатели-подвиж­ни­ки. Они в своих гаражах и сараях часто делают полезные вещи, часто «изобретают велосипед», но не требуют славы и патентов. Иногда их снимает телевидение.

Как и любой профессиональный тест, «Ромб Новикова» — не пожизненный приговор. Теперь вы можете, посмотрев на свой ромб, его «недоразвитые» оси, сделать вывод, что вам нужно развивать. Возможно, больше «ковыряться» в реальных механизмах (для развития эмпатии), либо упражнять пространст­вен­ное мышление, работать с чертежами (см. «Заменим «ноль» на букву «D») . Полезно, например на скучных лекциях (я не свои имею в виду), чтобы не заснуть, играть с товарищем в ту же самую «Цепочку ассоциаций». Задавайте друг другу исходные слова типа «кошки» в тесте – и кто больше напишет. Есть и другие упражнения для развития инженерной креативности. Но это уже другая история. Да и на занятия Сергея Владимировича неплохо бы ходить…