Заменим «ноль» на букву «D»
Недавно убедился в двух вещах:
1. Мысль — материальна
2. Реальный мир — существует
Мы с коллегой должны были ехать в город Вятские Поляны на конференцию. Договорились встретиться на платформе «Компрессорный завод». До прихода электрички — десять минут, а коллеги всё нет. Решил позвонить. При этом, стоя на платформе, заметил дыру в бетонном настиле. И подумал: если телефон выскользнет — может упасть в эту дыру и даже зрительно представил, как это будет выглядеть. И нет бы мне отойти, но я достаю телефон, набираю номер. Телефон выскальзывает из замёрзших рук и точно по намеченной траектории падает в дыру (мысль — материальна). Снега под платформой — по пояс, электричка на подходе и не ехать нельзя. На помощь пришли женщины-дежурные. Они попросили показать место падения, записали телефон подоспевшей коллеги и пообещали взять лопаты и попробовать найти телефон. Мы не успели доехать до Арска, как они позвонили и сообщили, что телефон откопали и оставят его в билетной кассе. Спасибо им (хотя «спасибом» я, естественно, не ограничился, и тоже оставил им по приезду материальную благодарность в кассе). Вот так поступают люди в реальном мире, хотя ТВ и Интернет наперегонки убеждают нас, что люди озлобились, разобщены и никто никогда не придёт на помощь другому.
Как же всё-таки быстро и незаметно вошли мобильные телефоны в нашу жизнь! Настолько, что в Евросоюзе приняли решение создать единый разъём для всех мобильников, потому что при смене телефонов и аксессуаров к ним образуется 51 тысяча тонн отходов, требующих переработки.
А ещё в Европе прошла выставка IMAGINA-2011, где демонстрировалось буйство компьютерных технологий 3D, в основном для индустрии кино, спорта и развлечений. Этот мир становится богаче реального. Хотя объёмные технологии применяются и для серьёзных вещей — например для технического проектирования.
В инженерных вузах есть такой предмет — начертательная геометрия. Овладение им помогает составлять и читать чертежи. Хотя для человека с развитым пространственным мышлением проще представить себе пересечение поверхностей в уме, нежели применять хитроумные правила «начерталки» для его построения на бумаге. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы «троечник» по начертательной геометрии стал бы классным конструктором. Этого предмета студенты всегда боялись. Так же, как в медицинских вузах боятся топографической анатомии, «топочки», где в отличие от общей анатомии надо знать не только название костей, мышц и нервов, но и пространственно представлять их взаимное расположение в каждом органе человека.
И вот теперь — эти мучения в прошлом. Теперь любой может пространственно проектировать любые изделия, был бы компьютер и соответствующая программа. Хотя освоить её не просто, да и дорогие они, но прогресс не стоит на месте. Мобильники тоже ещё вчера считались атрибутом только «новых русских».
Можно ещё писать и аранжировать на компьютере музыку, можно публиковать свои литературные опусы в «сетературе», можно играть в журналиста в «блогосфере». Сбылась мечта Маяковского: «Землю попашет — попишет стихи». Происходит революция, подобная той, вычислительной, что пережило наше поколение в 70-х годах. Тогда на первом курсе мы всё считали на логарифмической линейке (нынешние студенты её даже не видели). На третьем считали курсовые на арифмометре «Феликс». На четвертом стали появляться калькуляторы. А на дипломе позволялось издалека ввести исходные данные в машину «Наири-К» и получить распечатку результата. Возможности всей вычислительной техники планеты Земля сорок лет назад сегодня умещаются в одном ноутбуке.
Но не будем увлекаться. Великий Ленин как-то сказал, что придёт время, когда на земле останется три профессии — врач, учитель и инженер. Ильич имел в виду, что на эти профессии ВСЕГДА нужно будет долго и серьёзно учиться, даже когда все станут композиторами, художниками и поэтами просто по определению. Пока же не наступило это блаженное время, по-прежнему будут цениться те, кто не просто пользуется, а умеет составлять программы. А для этого он должен хорошо знать и «начерталку», и «топочку», и законы музыкальной гармонии, равно как и языки программирования…
И всегда должен быть тот, кто умеет НАУЧИТЬ. И кто ни на минуту не забывает об одной из главных проблем человечества. Бытовая и промышленная техника обеспечивает нам много свободного времени. Великие умы мечтали о том, чтобы это время человек использовал для занятий науками, искусствами и ремёслами, для творчества и духовного совершенствования.
Пока же большинство людей тратит это время на ерунду, пустые развлечения, безудержное потребление и, как следствие, на деградацию. Этак можно докатиться до того, что не очень далёкий одичавший потомок будет тупо смотреть на компьютер своего прадеда, искренне не понимая, для чего нужна эта непонятная и несъедобная штука…
Пока же мы радуемся случившейся смене знаков. В 30-е годы молодёжь стремилась в небо. В КАИ лётная подготовка входила в программу обучения. Сегодня в числе «30» ноль заменяют на «3D».
Главное, чтобы это вело к развитию человека, а не в комфортабельные пещеры новых троглодитов. Как психолог психологам говорю.
Здоровья вам. Психического.