Принцип Питера и закономерность Новикова
Жил на свете канадский профессор математики Лоуренс Питер. Работал он в различных университетах Соединённых Штатов. И однажды, возле деканата увидел объявление за подписью декана: «Профессора, не имеющие собственных секретарш, могут пользоваться девушками из сводной группы». И задумался профессор Питер — откуда берутся дураки во власти? В частности, этот декан? Откуда вообще берутся деканы? Из учёных, прекративших научную карьеру? И понял Питер, что университеты, являясь бастионами научной мысли, к управлению самими собой подходят крайне ненаучно. И не только они…
И вывел Лоуренс Питер свой знаменитый принцип Питера: «Каждый руководитель достигает своего предела некомпетентности». Вот кому-то дано быть не выше начальника цеха, а кому-то заместителя министра… И, чтобы не ошибаться при выборе, предложил Питер хотя бы для университетов учредить «администратуры», подобно «аспирантурам», где бы отбирали и готовили будущих руководителей подразделений университетов.
В лучшие времена на КамАЗе была такая управленческая процедура: каждый четверг, по графику, цехом управлял один из инженеров, а начальник цеха освобождался от текучки. Мог «подбить» бумаги, поработать в библиотеке, заняться ремонтом вентиляции. Понедельник — день похмелья. Вторник — день выхода из него. Пятница — день подготовки к следующему похмелью. А среда и четверг — дни эффективной работы. Даже если молодой «начальник» что-то напортачит, есть пятница и суббота, чтобы всё исправить. Главное, что накапливалась информация — кто из «молодых» наиболее компетентен для повышения.
Закономерность Новикова, основанная на изучении опыта общения с очень многими руководителями самого разного ранга гласит: «Признаком исчерпанности компетентности руководителя является частое упоминание слов «я» и «моё» (мой цех, мои люди, мой завод и т. п.)». Если руководитель машинально употребляет слова «наш», «наши ребята», «на нашем заводе» — у него ещё есть потенциал роста.
Следует пояснить разницу «закона» и «закономерности».
Закон исполняется неукоснительно. «Тело, отпущенное в свободный полёт, обязательно падает на землю» — это закон.
Закономерность исполняется «как правило». «Живое тело, отпущенное в свободный полёт с высоты пятого этажа, как правило, становится мёртвым». Потому что бывают исключения. Если живое тело очень пьяное, как правило, с ним ничего не случается.
Вот так же и «Закономерность Новикова». Поменьше говорите «моё», «у меня» — и станете министром. Давно пора. А то наше правительство — сообщество людей и семейных пар, которые вообще в управляемой сфере никаких ступеней не проходили. Тут бы и Лоуренс Питер растерялся…
Предлагал ли я идею «администратуры» высшему руководству? Разумеется. Результат? Весело посмеялись… Они же ещё не достигли предела некомпетентности…
А ещё я вчера проверил закономерность, которую в своих экспериментах обнаружил Стэнли Милграм. На нашем перекрёстке — светофор «со стрелкой». Когда проходит основной поток машин, бывает небольшая пауза перед тем, как будут поворачивать «на стрелку». И хотя для пешеходов ещё «красный», можно быстро перебежать дорогу. Что я и сделал. И за мной, то же самое повторили многие. А на обратном пути я, наоборот, стоял до разрешающего сигнала, хотя путь был свободен. И все стояли.
Почему? Потому что я был весь из себя такой, в галстуке, с портфелем. А люди подсознательно доверяют авторитетному внешнему виду. Как психолог психологам говорю…