Есть ли детство у «поколения смартфонов»?
Смартфоны и соцсети стали неотъемлемой частью жизни современных детей, но так ли это безопасно для них, как мы думаем? Американский психолог Джонатан Хайдт в своей книге «Поколение тревожных» поднял важный вопрос: есть ли у ребёнка детство в эпоху цифровых технологий? Давайте посмотрим, что изменилось за год после выхода его книги и какие решения предлагают эксперты.
Книга Джонатана Хайдта «Поколение тревожных», вышедшая в прошлом году, вызвала глобальную дискуссию о влиянии смартфонов на детей. Британский журналист Кэтти Кэй связалась с автором, чтобы узнать, считает ли он до сих пор, что детство под угрозой из-за чрезмерного экранного времени. Далее — от её лица.
Родителям нужна помощь. Я знаю по опыту: очень сложно оторвать ребенка от экрана, когда все его друзья тоже в телефонах. Эта зависимость требует коллективных действий.
После разговора с Хайдтом одна его фраза не выходила у меня из головы:
«Я еще не встречал ни одного представителя поколения Z, который бы отрицал проблему и говорил: «Нет, мы любим телефоны, они полезны для нас». Они все видят, что происходит, но чувствуют себя в ловушке», — сказал он.
Прошел год с момента выхода книги. Что изменилось? Была ли вся эта шумиха вокруг смартфонов лишь всплеском родительской тревоги или привела к реальным действиям, которых так ждут многие семьи?

Ниже — отрывок из нашей беседы, сокращенный для ясности.
Кэтти Кей: Прошел год с момента выхода вашей книги, которая вызвала бурное обсуждение. Давайте начнем с «отчетной карточки»: как обстоят дела с темами, которые вы поднимали — телефоны в школах, возрастные ограничения, соцсети, свободная игра? Где есть прогресс, а где — отставание?
Джонатан Хайдт: Я знал, что книга станет популярной, но не ожидал, что проблема найдёт такой живой отклик по всему миру. Потому что во всех странах семейная жизнь теперь превратилась в борьбу за экранное время. Все это ненавидят. Все это видят.
Быстрее всего прогресс пошел в вопросе «школ без телефонов», потому что это проще всего реализовать. Учителя и так ненавидели телефоны, но боялись сопротивления родителей — особенно в США (возможно, в Британии то же самое). Многие родители хотят всегда быть на связи с ребенком и считают, что имеют право его контролировать: «А вдруг что-то случится? Я должен быть рядом». Это гиперопека…
КК: Получается парадокс: родители видят вред смартфонов, но не хотят, чтобы дети оставляли их за порогом школы.
ДХ: Люди сложные! Они полны противоречий. Хотя не все осознают проблему: для некоторых телефон — «спасательный круг». Они видят мир угрожающим и опасным.
Сначала я думал, что гиперопека — чисто американская черта (у нас больше преступности, чем в Европе или Канаде). Но, изучая вопрос, я обнаружил, что в 90-х волна сверхзаботы накрыла все англоязычные страны. И теперь они быстрее всех принимают меры. Лидеры — Британия и Австралия, где уже есть законы.
КК: В США борьба идет на уровне Конгресса, но прогресса нет. Зато отдельные штаты запрещают телефоны в школах.
ДХ: Да, потому что у нас не работает федеральный законодательный процесс. Если кто-то против — ничего не сдвинется. Поэтому я с самого начала не рассчитывал на Конгресс и сосредоточился на 50 штатах, Британии, Австралии и ЕС. Если там будут изменения — мы победим.
КК: Есть ли уже данные о влиянии запрета телефонов в школах? Или это пока лишь предположения?
ДХ: Есть отчеты из школ, которые полностью отказались от телефонов (не просто на уроках, а на весь день). Результаты впечатляющие:
- Меньше дисциплинарных проблем, драк, драмы.
- Снизились прогулы и опоздания.
- Школа снова стала местом общения: «Мы снова слышим смех в коридорах».
Сопротивление есть только в первые недели — в основном со стороны некоторых детей и родителей. Но директора школ говорят, что ожидали большего протеста, а его не случилось. Потому что сейчас иная атмосфера.
Есть исследования, которые якобы не нашли пользы (например, в The Lancet), но они анализировали слабые ограничения. А вот журнал Policy Exchange изучил сотни британских школ и выяснил: в 10%, где телефоны запрещены полностью, улучшились успеваемость и поведение.
КК: Вы упомянули 90-е как время страха. Я мать четверых детей (рожденных в 90-х и 2000-х), и заметила: тогда изменились стандарты «хорошего родителя», особенно для матерей. Женщины работали, но на них легла двойная нагрузка — плюс чувство вины, если не проводишь с детьми «достаточно» времени. И экраны стали спасением для родителей, особенно матерей.
ДХ: Всё так. В книге я привожу график: в середине 90-х время, которое родители (особенно матери) тратили на детей, резко выросло. Почему? Лучшее объяснение — в книге «Параноидальное родительство» Фрэнка Фуреди.
Мы перестали доверять людям. Раньше воспитание было общим делом (соседи, родственники), а теперь каждая семья сама за себя. И главная нагрузка — на матерях.
КК: Значит, чтобы отучить детей от экранов, надо сначала решить эти социальные проблемы?
ДХ: Нет. Мы не восстановим доверие к соседям (особенно в эпоху ИИ, когда правду будет все сложнее отличить от фейков). Но мы можем защитить детство, ограничив вредные технологии.
Дети — не взрослые. Им нужно меньше экранов, меньше TikTok (это худшее!), больше живого общения.
КК: А как быть с бедными семьями, где родители работают на нескольких работах, а гаджеты — единственный способ занять детей?
ДХ: В 90-х мы думали: «Пусть бедные дети получат компьютеры — это равенство возможностей». Но теперь все наоборот: богатые ограничивают экраны, а бедные дети погружены в них.
Это не «спасение», а «уничтожение мозга». Алгоритмы соцсетей затягивают детей в пучину контента, не давая реальных навыков. Наша новая задача — дать бедным детям те же защиты, что и богатым.
КК: Ваша книга обращена к взрослым. Что бы вы сказали школьникам?
ДХ: Мы как раз работаем над версией книги для детей 8–12 лет. Главный посыл:
«Компании хотят вас затянуть. Посмотрите на старших — они одиноки и несчастны, потому что лишь потребляют контент. Хотите яркую жизнь? Не дайте себя обмануть».
Эта книга — не про экраны. Она про детство. Какое детство мы хотим для наших детей?